XVII фестиваль "Арлекин" готовится к выходу офлайн.
Oversize story — такой подзаголовок носит один из конкурсных спектаклей XVII Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей "Арлекин", который, кстати, мы не увидим: "АлиССу" покажут жюри конкурса в родном Сарове из–за коронавирусных обстоятельств. Остается надеяться, что вся петербургская программа героического фестиваля состоится в назначенные даты, с 7 по 16 сентября, — несмотря на эти же самые обстоятельства. Уж очень увлекательна. Едва ли не все спектакли в расписании — oversize, на вырост, и не только в смысле возраста, но и в плане душевно–духовного роста.
С каждым годом "Арлекин" все более фокусируется на новом театре "для подростков". В сущности, на новом театре вообще, не отделяющем детей любого возраста от просто людей — веселых и грустных, думающих и сомневающихся, готовых к сценическому сотворчеству, называемому нынче то иммерсией, то интерактивом. Семнадцатый фестиваль начнется и закончится опусами, которые создали сами дети. Внеконкурсная "Одиссея 2К19" благотворительного фонда "Подари мне крылья" и Социально–художественного театра по пьесе Ирины Рябикиной в постановке Дмитрия Крестьянкина откроет смотр 7 сентября, а в финале, 16 сентября, детский лагерь "Нить Ариадны" под руководством Ивана Куркина покажет свой документальный перформанс "Включаю звук выключаю мир", а потом и срежиссирует церемонию закрытия.
Никак нельзя пропустить спектакль Яны Туминой и Александра Балсанова для Бурятского театра кукол "Ульгер" по душераздирающему рассказу Сетона–Томпсона про чернобурого лиса и преследующую его собаку "…и звали его Домино" (14 сентября, Молодежный театр на Фонтанке). О страхе смерти и смерти как таковой вообще много будут говорить и показывать. Это и "Дом с башенкой" по рассказу Фридриха Горенштейна о поисках места, где похоронена мать (режиссер Екатерина Половцева, московский РАМТ, 7 сентября, театр "На Литейном"), и фэнтези о детях в эпоху сталинского террора "Дети ворона" по роману Юлии Яковлевой (режиссер Екатерина Корабельник, Центр поддержки культурных инициатив "Арт–Проект" и Центр им. Вс. Мейерхольда, 13 сентября, театр "Зазеркалье"), и пронзительный моноспектакль — пресс–конференция 10–летней Джетты в исполнении актрисы Марины Замысловой "А рыбы спят?" (режиссер Александр Ряписов, нижегородское Содружество актеров "К.А.Р.М.А.", 8 сентября, театр "Зазеркалье").
Проблема принятия себя и "другого" острее острого звучит в новой пьесе Марии Конторович о простой 16–летней девочке Маше "Мама, мне оторвало руку" (режиссер Дмитрий Огородников, Молодежный театр–студия "Доминанта" из города Губаха Пермского края, 9 сентября, театр "Зазеркалье") и в спектакле Wonder boy о мальчике с генетической поломкой (режиссер Максим Соколов, Молодежный театр Алтая из Барнаула, 10 сентября, театр "Зазеркалье"). Проблема общественных табу столь красноречиво раскроется в постановке Ивана Куркина "Про мат" (петербургская Мастерская современного театра, 8 сентября, Центр современного искусства им. Сергея Курехина), что потребуется научное предуведомление — лекция научного сотрудника Пушкинского Дома Анны Некрыловой "Обсценная лексика". А проблему "детского театра" энциклопедично и как нельзя более иронично осветит московский театр "Тень". Его специально созданная для фестиваля "Антология № 2. Театр для детей" состоит из четырех новелл, адресованных взрослым, готовым посмеяться над собой (следите за названиями): бэби–театр "Хомячок — теплый бочок", новогодний утренник для младших школьников "Дед Мороз–Superstar", спектакль для среднего школьного возраста "Голое платье короля", спектакль для старшеклассников по литературе из школьной программы "Про Чайку" (12 сентября, театр "Зазеркалье").
Перечислять хайлайты нынешнего "Арлекина" можно еще долго. Тут и собственные постановки отца–основателя фестиваля — театра "Зазеркалье", и любимцы петербургской публики Борис Павлович с проектом "Квартира. Фабрика историй" и Галина Бызгу с "Винни-Пухом", тут есть сразу два спектакля по книгам "новой Астрид Линдгрен" — норвежской писательницы Марии Парр — "Вафельное сердце" и "Тоня Глиммердал", и театральные читки, и подростковые обсуждения спектаклей, и взрослые семинары, и много чего еще.
Главное — держать кулачки и кулачищи, чтобы все это сложносочиненное великолепие сбылось. По плану, в нужном месте, в назначенный час. И чтобы мы с вами там были.