Елизавета Мельник делает сервизы и статуэтки под брендом "Хтонь". Свой бизнес позволил отказаться от работы по найму.
Впервые с керамикой Мельник встретилась 5 лет назад, когда еще училась в вузе на графического дизайнера. "Работать с материалом сразу же понравилось, но тогда даже не подозревала, что когда–то смогу получать за это деньги", — говорит она.
Сначала все выглядело как хобби, Елизавета выкладывала фото работ в интернет. Но через какое–то время она стала получать заказы на изготовление конкретных изделий. Через полтора года девушка оставила постоянное место работы. "Никакой уверенности, размытые планы, отсутствие подстраховки. До сих пор удивляюсь, что все так легко получилось", — рассказывает Елизавета Мельник (на фото).
Примерно в это же время возникло название для бренда —"Хтонь". Сейчас в арсенале Мельник около 20 керамических масс. С гончарным кругом она не работает, из глины лепит вручную, а для фарфора использует формы. Главное финансовое вложение, по оценке Елизаветы, — это печь для обжига, даже самые маленькие из них стоят от 50 тыс. рублей. При этом художница считает, что в мастерство нужно вкладывать время, а не деньги.
Самые узнаваемые изделия бренда — будто прозрачные чашки, похожие на лепестки цветов, составляющие чайную пару или сервиз. Также Мельник делает статуэтки мифических существ, кружки с прорастающими из дна тонкими грибами, чайники с рогами и другие предметы, не очень–то похожие на посуду.
Стоимость изделий варьируется от 3 тыс. до 15 тыс. рублей. В ассортименте есть готовые варианты, но большая их часть производится на заказ — можно, например, попросить керамистку повторить чашку из прошлой коллекции. В месяц "набегает" в среднем 25 заказов на сумму 150–200 тыс. рублей.
Главной целью для бренда на ближайшее будущее Елизавета считает найти баланс между работой на заказ, приносящей деньги, и свободным творчеством.
Ведущий эксперт по русскому фарфору и коллекционер Любовь Никифорова уверена, что возросшая в последние годы популярность локальных марок керамики связана с тем, что покупателям стала интересна малотиражность изделий, особенный дизайнерский взгляд, который могут позволить себе их создатели.
Тем не менее, как считает эксперт, таким брендам нереально конкурировать с крупными фарфоровыми предприятиями, обладающими значительными производственными мощностями. Но даже если бренд останется небольшим, у него есть шансы "войти в историю" и успешно работать как бизнес, считает Любовь Никифорова. "Высокохудожественный авторский фарфор притягивает внимание, в большинстве своем он красив, привлекателен и может занять достойное место в домашней коллекции", — говорит она.