15:0418 июля 202015:04
2033просмотров
15:0418 июля 2020
Ежегодно Россия экспортирует 35 млн тонн агрохимикатов, меньше половины из которых переваливают через отечественные порты. Такую статистику привел на заседании Госдумы на прошлой неделе заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов.
Увеличение грузопотока через российские терминалы могло бы приносить в бюджет около 6–7 млрд рублей ежегодно. Но реализации этого потенциала, считает чиновник, мешают нынешние законы, которые запрещают располагать склады с минудобрениями в границах водоохранных зон на территориях портов. Михаил Иванов пытался убедить депутатов в необходимости принятия поправок в Водный кодекс. Правительство внесло законопроект на рассмотрение нижней палаты парламента еще в 2019 году, но он был рассмотрен Думой в первом чтении только 8 июля.
"Отсутствие запретов на размещение в портах складов агрохимикатов соответствует общемировой практике. Во всех крупных портах Европы, Америки, стран Ближнего Востока и Азии, а также в Прибалтике и на Украине склады агрохимикатов располагаются в непосредственной близости от береговой линии, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — В соответствии с общей схемой хранения и перевалки агрохимикатов на территориях портов запасы агрохимикатов накапливаются в крытых складах большой емкости (до 60–75 тыс. т), после подхода судна к терминалу они перегружаются в трюм с использованием закрытых конвейерных лент и специальной погрузочной машины, что обеспечивает быструю и безопасную погрузку, а также безопасное хранение необходимых объемов продукции".
Депутатов убедить удалось: в первом чтении законопроект поддержали 313 парламентариев, против выступил 51. Ко второму чтению в документ планируется внести корректировки, разрешив хранение агрохимикатов только на территории морских портов. Это, уверены в Минпромторге, позволит развить портовую инфраструктуру, в том числе в Ленобласти, увеличив экспортный потенциал страны.
Под занавес рассмотрения законопроекта высказал мнение и спикер Госдумы Вячеслав Володин, который посчитал, что эти меры позволят закончить "кормить весь мир". Под "всем миром" политик подразумевал Прибалтийские страны, которые еще с советских времен являются главным транзитом для перевалки минудобрений.
Вялый период позади
Идея развития портовой инфраструктуры в Усть–Луге возникла в 1992 году вместе с появлением ОАО "Компания Усть–Луга" (в 1999 году его возглавил Валерий Израйлит). Выгодное географическое расположение на южном берегу Финского залива, близость устья реки и глубоководность рисовали хорошие перспективы. Но еще почти десятилетие строительство шло вяло, а у государства в начале 1990–х средств на такие масштабные проекты попросту не было. Отсутствие инфраструктуры, железнодорожных подходов и заболоченная территория отбивали у многих инвесторов желание вкладываться в проект. В 1997 году там ограничились загрузкой на суда 32 тыс. т лесных грузов (по данным ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского бассейна"), но с началом кризиса в политических отношениях России и Прибалтийских стран ценность в дополнительном аванпорте на Балтике возросла. К концу 2019 года в Усть–Луге перевалили уже 103 млн т грузов, тогда как в Петербурге — 60 млн.
Значительный вклад в грузооборот Усть–Луги вносят наливные грузы (нефть, нефтепродукты и сжиженный газ): на них в прошлом году приходилось 59 млн т. За черным золотом тянется уголь (33 млн т). А вот минеральные удобрения составили скромные 4 млн т. Но эта цифра обещает значительно вырасти в ближайшие годы.
По данным администрации портов Балтийского бассейна, в мае терминалы Усть–Луги перевалили более 400 тыс. т минеральных удобрений, а за 5 месяцев с начала года показатель приблизился к 2 млн. Аналогичную услугу предлагают в портах Петербурга и Выборга, но там объемы экспорта химической продукции остаются неизменными или снижаются.
Европа ищет альтернативу
По словам начальника аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрия Кумановского, российский бизнес рассчитывает на уверенный рост химической промышленности до 2030 года, когда в полную силу заработает стратегия Евросоюза по использованию альтернативных источников энергии.
"В частности, в Европе со временем собираются отказаться от газа и перейти на использование водорода. Поэтому возникнет вопрос, куда девать излишки российского голубого топлива в перспективе. На территории России газ в течение столетия не закончится, поэтому перспектива есть", — говорит эксперт.
По его словам, в Европе и на Украине продолжается сокращение количества химических предприятий из–за их бесперспективности. В нашей же стране происходит модернизация отрасли и строительство новых объектов. "Дополнительные провозные и портовые мощности усилят их позиции на рынке", — добавляет Дмитрий Кумановский.
Новая волна
Основные силы по перевалке сыпучих грузов в Усть–Луге находятся в руках двух стивидоров. ООО "Европейский серный терминал" Александра Жукова работает с 2009 года. Проектная мощность комплекса по перевалке газовой технической серы составляет 7 млн т в год. Его основной конкурент работает как в Усть–Луге, так и в петербургском порту. Это ООО "Смарт Балк Терминал". Компания начала перевалку минудобрений из вагонов в контейнеры в 2015 году. Грузооборот на первом этапе составлял 1,5 млн т в год, на втором — 3 млн. Инвестиции в проект достигли 650 млн рублей, которые пропорционально своим долям в ООО внесли два владельца — "ФосАгро" (70%) и ООО "Ультрамар" (30%).
В Усть–Луге продолжают появляться новые проекты и терминалы со старыми игроками. В июне заработал терминал "Ультрамар", а отгрузки на морской транспорт запланированы в июле. Максимальная мощность объекта к 2022 году будет составлять 12 млн т грузов в год. По данным "Контур.Фокус", ООО "Ультрамар" на 59,98% принадлежит предпринимателю Андрею Бонч–Бруевичу, на 30% — гонконгской Amereus Group HK Limited Максима Воробьева, на 10,01% — рижскому "Ультрамару".
"Пока работаем по временной схеме — рассчитываем за год отправить 3–4 млн т сыпучих грузов. В полную силу терминал заработает с весны 2021–го, — говорит директор по развитию ООО “Ультрамар” Виктор Гешеле. — Одна из задач — перетягивать грузы минудобрений из Прибалтики. У нас, к примеру, будут переваливаться лидеры химической промышленности России: “Акрон” переходит к нам из Таллина, а “Уралхим” — из Риги".
В июле произошло и другое знаковое событие для Ленобласти. Одобрение на строительство терминала все в той же Усть–Луге получило ООО "ЕвроХим Терминал Усть–Луга" Андрея Мельниченко. Петербургский филиал Главгосэкспертизы России дал положительное заключение на проектно–сметную документацию и результаты инженерных изысканий для строительства комплекса. Этот проект добавит региону перевалку еще 5,5 млн т минудобрений. Запуск намечен на 2022 год.
"Терминал позволит “Еврохиму” быстро доставлять продукцию в европейские страны. Ведь рынок доставки азотных удобрений высокоцикличен, отгружать в далекие страны невыгодно. Но “Еврохим” производит не только азотные удобрения, но и сложнокомпонентные, чем обеспечивает свою экономическую безопасность. Если цены на какой–то вид удобрений упадут, то он переключится на другой, минимизируя коммерческие риски", — говорит Дмитрий Кумановский.
Если все проекты будут реализованы, общая максимальная пропускная способность Усть–Луги через 2 года может вырасти до 28 млн т минудобрений в год. Для сравнения: рижский порт в 2009 году перевалил 1,9 млн т химудобрений, в 2015 году показатель вырос до 2,5 млн, а к 2019–му рухнул до 1,6 млн т.
Химический бум
Согласно исследованию Высшей школы экономики, ключевыми рынками сбыта российских удобрений являются Бразилия (23% в натуральном выражении по всем сегментам по итогам 2018 года), а также Китай и США. В целом же российские удобрения поставляются более чем в 90 стран. В 2018 году спрос со стороны Бразилии обеспечил большую часть роста экспорта поставок фосфорных и сложных удобрений.
При этом те же потребители наращивают собственное производство: в США "сланцевая революция" обеспечила американских производителей дешевым сырьем. В результате экспортные поставки азотных удобрений за последние 5 лет выросли более чем на 1 млн т, а объемы импорта снизились.
В 2019 году в Нигерии был построен крупнейший в мире завод, рассчитанный на выпуск до 1,5 млн т карбамида в год.
"Проект превратил африканскую страну из нетто–импортера в нетто–экспортера удобрений (на экспорт отгружается около 60% продукции завода)", — отмечают исследователи ВШЭ.
Так что перед отечественными экспортерами стоит задача не только вернуть грузооборот в Россию, но и достойно конкурировать на глобальном рынке.