В Ленобласти на законных основаниях можно будет создавать платные дороги. Но как найти деньги на них — власти не знают.
Инициаторами подготовки законопроекта "О реализации государственных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Ленобласти" выступили депутаты Андрей Лебедев (ЛДПР) и Олег Зеваков ("Единая Россия"). В конце июня областной ЗакС принял его в первом чтении.
Закон разграничивает полномочия властей субъекта РФ в регулировании дорожной отрасли. Так, к компетенции правительства Ленобласти предлагается отнести решения по использованию на платной основе автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, утверждение методики расчета и установление максимального размера платы за проезд, что соответствует нормам 257–ФЗ "Об автомобильных дорогах".
"Для более эффективного исполнения госполномочий в области дорожной деятельности необходимо принятие нормативно–правовой базы, позволяющей госорганам региона реализовать механизм строительства платных автомобильных дорог либо их участков", — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В беседе с "ДП" Олег Зеваков отметил, что без необходимого закона платные дороги в регионе не могли появиться. По его мнению, одна из главных причин, по которой в Ленобласти нет таких магистралей, — чиновники считают, что они не нужны, с бесплатными бы разобраться.
"Все вылетные магистрали, находящиеся в хорошем состоянии, будь то Мурманское или Приозерское направления, — федеральные. Как только съезжаешь на региональную дорогу — сразу ужас, многочасовые пробки. Областная сеть дорог не соответствует петербургскому уровню. Это несоответствие нарастает, и один из вариантов решить проблему — обустройство тех же платных развязок, например. Если не хотите — не пользуйтесь, но, когда она появится, человек при желании сможет объехать пробку. Представьте, если бы в Петербурге не было ЗСД. Совершенно другая была бы история по логистике", — прокомментировал свою инициативу Зеваков.
За чужой счет строить себе дороже
В дорожном комитете Ленобласти рассказали, что сам принцип развития в регионе платных дорог предусматривает значительную нагрузку на областной бюджет. "Концессионер в любом случае стремится получить выгоду, поэтому страхует свои риски, предполагая минимальный гарантированный доход. Он должен выплачиваться из того же дорожного фонда, откуда финансируются госпрограммы по ремонту, содержанию и стройке", — поясняют чиновники.
Поэтому пока власти не понимают, каким образом найти средства на строительство платных объектов. В 2018 году, к слову, дорожный комитет пытался привлечь частные инвестиции на создание крупных инфраструктурных объектов, но безуспешно. В частности, велись переговоры с компанией "Возрождение" и группой "ВИС" по их участию в строительстве путепровода во Всеволожске и моста через Волхов в Киришах. При этом тогда отмечалось, что если отдать тот же мост в Киришах в концессию на 8 лет, то его стоимость возрастет с 3,5 млрд рублей до 8 млрд. У нового руководства ведомства позиция изменилась не сильно.
"У концессий и ГЧП есть большой минус — серьезное удорожание. Правительством региона принято решение — не размещать объекты капстроя по концессиям, чтобы не увеличивать долговую нагрузку на бюджет. Думаю, это правильный шаг. Но такие инструменты все равно нужно обсуждать", — говорил "ДП" в прошлом году председатель дорожного комитета Денис Седов.
Найти финансовую середину, которая устроила бы и регион, и инвестора, не удалось. В итоге оба объекта сейчас реализуются за бюджетные средства с привлечением федерального софинансирования.
Дам совет
По данным "ДП", у Олега Зевакова есть планы по созданию организации, которая будет заниматься мониторингом загруженности дорожной сети и давать рекомендации органам власти, где необходимо обустраивать платные участки дорог, ставить светофоры, проводить освещение и так далее. Сейчас эту работу ведет комитет по дорожному хозяйству.
В разговоре с "ДП" Зеваков эту информацию не подтвердил. "Нет у меня таких планов. Считаю, что там без меня разберутся. Это отдельный вопрос, и решается он по–другому. Это вопрос экспертного совета, который начнет работать после принятия закона", — сказал депутат.
Как ранее писал "ДП", с Олегом Зеваковым аффилированы две дорожные компании: "ЭСКО" и "Дортекс". Учредителем "ЭСКО" долгое время выступало "Волгобалт медиа", принадлежащее Зевакову, а "Дортексом" депутат единолично владел до июля 2016 года. С обеими компаниями ГКУ "Ленавтодор" уже несколько лет ведет претензионно–исковую работу, поскольку подрядчики не выполняют гарантийные обязательства по ремонту дорог.
“
Ленобласть испытывает большую потребность в увеличении протяженности региональных дорог — сейчас эта цифра, по данным Росстата, не превышает 20 тыс. км. Создание платных дорог, мостов, путепроводов во многих случаях оправданно, если новые объекты создаются с привлечением внебюджетных инвестиций в рамках ГЧП. Особенно актуальна такая практика для ликвидации так называемых узких мест, где ситуация особенно напряженная. При создании платных дорог с применением механизма ГЧП власти региона могут не только модернизировать транспортную инфраструктуру за счет частного партнера, направив высвободившиеся бюджетные ресурсы, например, на социальные нужды, но и повысить инвестиционный потенциал области, увеличивая налоговые поступления и привлекая бизнес к решению государственных задач.
Вадим Коваленко
Генеральный директор ЦНИИПИ "Платная дорога"
“
Серьезных препятствий к реализации платных дорог не было и ранее: ФЗ "О дорожной деятельности…" наделяет такими правами правительство субъекта. В то же время в Ленобласти значительная часть полномочий в части дорог была отдана комитету по дорожному хозяйству, поэтому реализации таких проектов мешали либо разногласия между комитетом и правительством, либо нежелание одного из ведомств брать на себя ответственность. Новый закон отдает вопросы платы за проезд правительству, то есть хоть кардинальных нововведений в этой части нет, но положительный момент — появление понятия "платные дороги" в областных законах. Что касается того, кому следует принимать решение о строительстве платной дороги, то власти должны делать запрос на развитие инфраструктуры, а специалисты — выбирать наилучший вариант реализации.
Рустам Гизатуллин
Руководитель направления платной инфраструктуры компании Simetra