Кому мать родна: зачем государственная идеология одобряет войну

Автор фото: ТАСС

Почему патриарх Кирилл поздравляет с днем нападения Германии на СССР, а в Минобороне чтут фуражку Гитлера.

Как известно, Михаил Евграфович не рекомендовал русским людям удивляться — в противном случае они рискуют остолбенеть в удивлении и так столбами простоять до самой смерти. Русские люди в целом следуют совету классика, и прошибить нас довольно трудно. Однако главный храм Вооруженных сил, открытый в день нападения Германии на СССР, нанес проникающий двойной удар. На самом открытии патриарх Кирилл "сердечно поздравил" присутствующих "со знаменательным, скорбным, но одновременно торжественным днем" начала войны. Чуть ранее замминистра обороны Тимур Иванов, рассказывая о храме и находящемся рядом музейном комплексе "Дорога памяти", сказал, что там находятся "настоящие реликвии". К которым он отнес китель и фуражку Гитлера (странно даже, что в интернете до сих пор не появилось мемов с Кайло Реном, поклоняющимся шлему Дарта Вейдера).
Однако если вдуматься, то слова этих государственных мужей преисполнены внутренней логики. Во–первых, с христианской точки зрения начало войны действительно может быть позитивным событием, поскольку мученическая смерть гарантирует вечную жизнь. По крайней мере такой точки зрения придерживались первые христиане, когда их собирались отдать на обед львам. Правда, с течением времени церковь, чтобы не отпугивать паству, отошла от декларирования столь радикальных подходов.
Патриарх Кирилл всем своим образом действий тем более дистанцируется от раннехристианских ценностей. Поэтому в его словах следует искать другую логику. Она состоит в том, что война в рамках нынешней государственной идеологии — явление позитивное, с началом которого, соответственно, следует поздравлять.
Не будь войны, мы бы не победили, не спасли Европу от "коричневой чумы", миллионы жертв коллективизации и индустриализации нечем было бы оправдать. Но главное — у нас бы не было той универсальной ценности победы, на которую, как на вертикаль, нанизана вся внутренняя и почти вся внешняя политика. Русской православной церкви в ее нынешнем виде, кстати, тоже не было бы, поскольку богоборческая власть реанимировала ее в попытке забрать у немцев, открывавших храмы на захваченных территориях, религиозную карту.
И, хотя Минобороны потом заявляло, что Тимура Иванова неправильно поняли, конкретно фуражку он называл не "реликвией", а "уникальным экспонатом", на самом деле в этой парадигме она именно что реликвия. Война ценна победой, символ же победы — шапка поверженного врага. Точно так же печенежский хан Куря, убивший князя Святослава, превыше всего ценил чашу, сделанную из Святославова черепа, окованного золотом, и пил из него в торжественных случаях вино. Череп Гитлера, кстати, тоже должен храниться где–то в Москве, но почему–то вместе с другими реликвиями не экспонируется, что ставит вопрос о его судьбе.
Впрочем, Сергей Шойгу на параде в минувшую среду крестился (хотя и рукой в перчатке), поэтому вряд ли он поступил как поганые печенеги. С другой стороны — ни в чем нельзя быть уверенным до конца: создатели главного храма Вооруженных сил явно тяготеют к примитивному символизму. Высота постройки у них 75 м, в честь юбилея, диаметр купола — 1945 см, музей "Дорога памяти" имеет длину 1418 шагов — по количеству дней войны (почти 1488, каковое число является символом неонацистов).
Таким образом, коль скоро война — главная государствообразующая идея, ее начало не менее важно, чем конец. И духовная власть, находясь в симфонии с властью светской, совершенно логично поздравляет всех с "торжественным днем" нападения Германии на СССР.