"Метод кнута и пряника в медицине не работает"

Еще до пандемии небольшие узкопрофильные медицинские центры испытывали сложности, связанные с отсутствием должного спроса на услуги. Введенные же карантинные ограничения окончательно поставили точку в работе многих. Кто сможет продолжить свою деятельность на рынке медицинских услуг и какие изменения произойдут в этой сфере, "ДП" разбирался вместе с генеральным директором СК "Капитал–Полис" Алексеем Кузнецовым.

Для начала обозначим трудности, с которыми столкнулись частные медицинские клиники этой весной. Первая и са-
Мая главная — запрет на работу в обычном режиме: никакой плановой диспансеризации, вакцинации, госпитализации. Второе серьезное ограничение для медицинских работников — невозможность в связи с нестабильной эпидемиологической ситуацией совмещать деятельность по основному месту работы или по гражданско–правовым договорам в иных медицинских учреждениях. Помимо того, серьезные сложности испытывали те клиники, которые расположены в арендованных помещениях: как и для другого бизнеса, арендные платежи ввиду остановки деятельности и отсутствия доходов оказались неподъемной ношей.
"Медицинские центры, расположенные в собственном здании, безусловно, понесли меньшие потери, — подтвердил Алексей Кузнецов. — Кроме того, в отличие, например, от узкоспециализированных стоматологических клиник, быстрее восстановиться смогут многопрофильные медицинские учреждения, а также те, кто проявил гибкость и адаптировался под новые запросы пациентов в период пандемии COVID–19".
Сегодня сложно давать прогнозы, потому что непонятно, как долго еще будут действовать ограничения. Но уже очевидно, что те частные медицинские центры, которые откроются для посетителей после пандемии, не будут испытывать недостатка в пациентах. Здесь, как и во многих других отраслях, сработает так называемый отложенный спрос: люди еще острее будут нуждаться в плановых осмотрах, консультациях, лечении, госпитализации, перенесшим болезни в карантине потребуется реабилитация. Все основные направления медицины вновь окажутся востребованными.

Телемедицина не панацея

Алексей Кузнецов считает, что телемедицина, которая уже не первый год внедряется в нашу жизнь, а в период вынужденной изоляции граждан получила еще большее развитие, так и останется дополнительной помощью, хорошим подспорьем классической медицине, которое в первую очередь будет направлено на удобство пациента. "Причин для замены обычной медицины телемедициной нет. Это связано с тем, что, например, оказывать стоматологическую помощь посредством телемедицины нельзя, сделать операцию тоже нельзя, не считая случаев, когда кто–то удаленно консультирует. Но это всего лишь помощь, а не сам процесс операции. Подавляющее большинство медицинской помощи оказывать дистанционно невозможно", — выразил уверенность эксперт.
Что еще тормозит развитие телемедицины? Законодательство, согласно которому врач не имеет права дистанционно ставить диагноз или хотя бы преддиагноз, назначать лечение, выписывать рецепт в ходе первичной консультации. Поэтому в данной ситуации все, на что может рассчитывать пациент, впервые обратившийся за помощью посредством цифровых технологий, — это самые общие, скорее профилактические рекомендации. И настоятельный призыв посетить врача очно.
Повторные же консультации при наличии уже поставленного диагноза действительно могут серьезно экономить время как лечащего врача, так и самого пациента. Так же как в случае с удаленным взаимодействием самих медицинских работников, которые благодаря телемедицине могут советоваться с коллегами из других регионов и стран, обмениваясь бесценным опытом. И в этом направлении, по словам Алексея Кузнецова, телемедицина продолжит наращивать обороты. Еще одна тенденция, которая стала особенно заметна в период самоизоляции граждан, — доставка медикаментов на дом. Механизм зарекомендовал себя с положительной точки зрения, в связи с чем это направление после кризиса может занять весомую долю на рынке медицинских услуг.

ДМС теряет позиции

В то же время эксперт выразил опасения, что привычный для многих работников крупных компаний Петербурга формат ДМС рискует утратить свои позиции. Ведь любой кризис неизбежно ведет к сокращению бюджетов. Многие работодатели будут вынуждены либо отказаться от услуг частных клиник в рамках ДМС совсем, либо уменьшить объем этих услуг, либо поменять их поставщика. "Таким образом, сам продукт ДМС будет становиться все менее качественным, и удовлетворенность потребителей будет падать, — отметил Алексей Кузнецов. — Надеюсь, компании сохранят понимание того, что качественный продукт не может стоить дешево и что если в данный момент у организации нет возможности предоставить этот бонус своим сотрудникам в достойном виде, то лучше не тратить на это деньги вообще".
И, наконец, вопрос, который сегодня стоит перед частной медициной наиболее остро, — взаимоотношения с государством и их перспективы по окончании пандемии. Стоит заметить, что требования к деятельности коммерческих клиник со стороны государства полностью соответствуют тем стандартам, которые установлены в отношении государственных медицинских учреждений. Более того, зачастую они даже более строгие. Регулярно проводятся проверки компетентными органами, при выявленных нарушениях налагаются штрафы. То есть метод кнута весьма ощутим для отрасли. А вот с пряником все сложнее.
"Врачи, работающие в частной медицине, — привел пример Алексей Кузнецов, — не имеют права на льготный медицинский стаж, который в том числе позволяет получать повышенную пенсию. Другой пример — ситуация с коронавирусом.
Медицинские работники коммерческих клиник также находятся в красной зоне, они общаются с больными на стадии диагностики. Однако никаких дополнительных выплат для работников частной медицины нет. Сама отрасль не признана пострадавшей от COVID–19, в то время как только наш медицинский центр “Капитал–Полис” в марте потерял 70% выручки, а в мае — 50%".
Но главный вопрос, который сегодня стоит на повестке дня для всех работников частных медицинских учреждений, — это дата снятия всех ограничений в отношении частной медицины для запуска их полноценной работы. Работы тех медицинских центров, которые смогли выстоять в этих непростых условиях.