Жалобы на 16 млрд рублей: содержать дороги Петербурга рвётся новый игрок

Автор фото: Сергей Коньков/ТАСС
Сотрудники коммунальных служб во время промывки улиц города.

В Петербурге обжалованы практически все конкурсы на содержание дорог в 2020 и 2021 годах. Жалобы написала неизвестная на рынке компания, учредитель которой занимается ликвидацией одного из субподрядчиков дорожных предприятий города.

Управление ФАС по Петербургу 17–18 июня рассмотрит жалобы на конкурсы по выбору подрядчика, который займётся содержанием городских дорог во втором полугодии 2020 года и в 2021 году. Содержание включает в себя уборку улиц и тротуаров, а также мелкий ямочный ремонт. Смольный выделил на это более 16 млрд рублей.
Комитет по благоустройству объявил 18 конкурсов — каждый район города был выделен в отдельный лот. В последний момент (в ряде случаев прямо в день подведения итогов) на 17 конкурсов поступили жалобы от ООО "Сокол". Заявитель обратил внимание УФАС на то, что в разных частях конкурсной документации был по-разному указан идентификационный код закупок. Кроме того, по мнению "Сокола", в документах неверно рассчитан размер аванса.
По большинству конкурсов комиссии уже успели подвести итоги. В сфере содержания дорог год от года тендеры выигрывают одни и те же игроки. В подавляющем большинстве случаев это принадлежащие городу дорожные предприятия, каждое из которых специализируется на отдельных районах Петербурга. Нынешние процедуры не преподнесли сюрпризов, в основном на каждый лот заявилось по одному претенденту. Это ГУДП "Центр", ГУДП "Путь", ГУДСП "Курортное", ГУДСП "Петродворцовое", АО "Коломяжское", АО "Автодор" и единственное частное предприятие АО "Автопарк №7 Спецтранс". Впрочем, в Выборгском и Калининском районах на конкурсы поступило более одной заявки, их сейчас изучают комиссии. До подведения итогов претенденты не раскрываются.
В Кронштадтском районе с победителем конкурса успели подписать контракт, так как этот конкурс оказался единственным необжалованным (и самым "дешевым" — всего на 177 млн рублей). По всем остальным конкурсные комиссии должны ждать решения УФАС.
Комитет по благоустройству отказался от комментариев до вынесения решения УФАС. Так же поступил и генеральный директор ООО "Сокол" Алексей Соколов.

Ликвидатор и туроператор

У ООО "Сокол" двое учредителей на паритетных долях. Один из них — Антон Таубин — является ликвидатором Петербургской дорожной компании (ПДК), которая в 2015–2017 годах была субподрядчиком ГУДП "Центр", ОАО "Коломяжское", ГУДСП "Петродворцовое" и АО "Автодор", выполняя работы по ручной уборке тротуаров. Одним из учредителей ПДК является Алексей Вихарев — генеральный директор и совладелец крупного дорожно-строительного предприятия СК "Орион Плюс".
В 2017 году ПДК сменила форму собственности с АО на ООО, после чего началась процедура её ликвидации. А в 2018 году ООО "Сокол" поменяло основной вид деятельности с перевозок на подметание улиц и уборку снега. Однако информации о госконтрактах или субподрядах компании в открытых источниках найти не удалось.
Зато на ниве госзаказа успешен второй учредитель ООО "Сокол" Алексей Соколов. В 2018 году он создал туроператор "Жемчужины Родины", который уже успел получить девять госконтрактов. Крупнейший из них — на 950 тыс. рублей — заключён с администрацией Кировского района Петербурга на проведение в 2020 году экскурсий, приуроченных ко Дню Победы.

Ничего нового

"Это распространённая практика, когда компания подаёт жалобу на какой-нибудь конкурс, а потом, например, говорит: мы хотим получить субподряд или ещё что-нибудь", — комментирует директор ассоциации "Дормост"Кирилл Иванов.
По его словам, в сфере содержания работ доли субподрядов обычно варьируются в пределах 10–40% от суммы госзаказа. "Многие компании работают в постоянной связке друг с другом", — отмечает эксперт.