Кто первый? Храмы открылись, музеи наготове

Автор фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

События ушедшей весны близки к своему эпилогу.

Всем, разумеется, хотелось бы, чтобы он последовал в ближайшее же время. Будем надеяться, что ждать уже недолго. Храмы открыты, пора бы открыться и музеям. В Петербурге и Москве гадают, что начнет работать первым: Пушкинский музей изобразительных искусств, которому Минкульт поручил апробировать стратегию новой музейной жизни, или наш "Манеж", который завершил монтаж выставки международного фотоагентства "Магнум". На сайте Пушкинского значится дата открытия — 10 июля.
Чудесная перспектива: кстати, к этому времени возобновят работу главные парижские музеи. "Манеж", на протяжении 2 лет собиравший снимки фотографов "Магнума", сделанные в СССР и России, готов принимать посетителей, как только будет дано официальное разрешение. Понятно, что монтировавшуюся весной выставку, да и само здание "Манежа" гораздо проще привести в соответствие с новыми требованиями, чем старые музеи с их лабиринтными планировками и историческими интерьерами. Но, конечно, кто бы ни вышел победителем в этом странном состязании, начало нового сезона будет большим праздником.
Самое время подвести предварительные итоги того, как художники и кураторы на протяжении этой весны искали новые возможности работы онлайн. Вне конкуренции тут Пушкинский музей, быстро нашедший новый оптимальный формат. В начале апреля Ольга Шишко начала международный проект "Сто способов прожить минуту". Уже 2 месяца на сайте музея регулярно проходят показы видео–арта, художники вывешивают сделанные во время карантина работы, кураторы и искусствоведы комментируют происходящее. Вот бы так жить в незаразные времена! Надо надеяться, когда все вернется в привычное русло, сайт музея не оскудеет.
Кстати говоря, в апреле Пушкинский праздновал 75–летие работы в музее Ирины Александровны Антоновой, которая возглавляла его с 1961 по 2013 год. Это рекорд даже в наших краях, где, как ни вводи ротацию, конкурсы и тендеры, традиция долгосрочных назначений будет непоколебима. Нынешний Пушкинский — детище Ирины Александровны — один из ведущих музеев России. Это подтвердила нынешняя весна.