Придется лавировать

Лидер по динамике портфеля в Петербурге среди местных — ООО "Икс–Лизинг" — на пути диверсификации бизнеса из автолизинговой компании в универсальные. Об этом — и.о. генерального директора Николай Кулинич.

Какова доля петербургского бизнеса в вашем портфеле?

— Прошлый год мы посвятили автолизингу, начав работу с микро–, малым и средним бизнесом Петербурга и Ленобласти, Москвы и области. Вышли в самый конкурентный сегмент: легковые автомобили, коммерческий транспорт и спецтехника — тут игроки с самыми технологичными решениями.
Но мы вошли в топ–100 лизинговых компаний России, по ряду параметров — в числе 50 сильнейших. Из 2 тыс. транспортных средств в прошлом году доля легкового и легкого коммерческого транспорта — 67%.

Вы позиционируете себя как партнера одного из банков. Это сотрудничество мешает или помогает?

— Успех нашего старта связан с командой опытных специалистов, а также с нашим стратегическим партнером — банком "Санкт–Петербург". Без этого партнерства в столь тяжелые времена было бы сложно говорить об успехе. Банк поддерживает нас не только финансированием, но и продвижением наших услуг лизинга среди своих клиентов, для которых сформирован специальный продукт с льготными условиями. Его клиентская база очень большая, что позволяет нам смотреть в будущее с уверенностью.

Опишите типовой портрет вашего лизингополучателя.

— Мы стали корректировать свою стратегию. Расширяем географию: в этом году планируем открыть представительства в Калининграде, Новосибирске и Ростове–на–Дону. Начали переход от автолизинговой компании к универсальной, теперь финансируем покупку не только автотранспорта, но и оборудования, недвижимости, железнодорожного подвижного состава.
Расширяем продуктовую линейку: разрабатываем продукты, удобные и выгодные бизнесу разного размера и из разных отраслей экономики. Сделали процесс системным: изучаем потребности лизингополучателей, мониторим лучшие кейсы конкурентов, рассматриваем потенциально интересные сферы.

В 2019 году вы передали каршерингу YouDrivе 500 автомобилей Nissan Qashqai. Планируете отказаться от лизинга легковых автомобилей?

— Мы по–прежнему активны на рынке автолизинга, создаем совместные программы с производителями и дилерами. Адаптируем наши продукты к актуальным запросам. За год у нас, безусловно, появился и вырос аппетит к сложным, масштабным проектам. Уже есть крупные сделки с недвижимостью, с тестовыми парками автодилеров, с каршерингами.

Сохранит ли каршеринг свою динамику?

— И автолизинг, и прочие направления потеряют позиции. Меры по борьбе с эпидемией заморозили бизнес наших клиентов, их покупательная способность значительно снизилась. Давит на экономику и падение курса рубля. Денег у бизнеса больше не становится, а стоимость транспорта и техники продолжает расти.
В прошлом году лизинговые компании больше думали о развитии: улучшали свой сервис, совершенствовали продукты, снижали стоимость услуг, вкладываясь в квалификацию персонала и информационные системы. Занимались тем, чем и должны заниматься рыночные компании, планирующие увеличение отдачи на вложенный капитал.
В этом году усилия будут сосредоточены на том, чтобы защитить свой портфель от дефолта. Сильные экономические всплески дают очень каскадированный эффект. Чем дольше продлится эпидемия, тем больше компаний не смогут обслуживать свои долги.

И кто останется на лизинговом рынке?

— В итоге побеждать будут те лизингодатели, кто сможет лавировать между всеми этими предпосылками, сохраняя свой портфель и привлекая новый бизнес. Актуальные проблемы требуют актуальных решений.
Полный текст интервью читайте на сайте dp.ru

Персона

>" Родился в Петербурге в 1988 году.
> Окончил БГТУ "Военмех" им. Д. В. Устинова.
> В автолизинге с 2013 года, руководил бизнес–подразделением АО "ВЭБ–лизинг" в Петербурге.
> С момента основания "Икс–Лизинга" отвечал за развитие розничных продаж.


О компании

>" Создана в 2018 году.
> Центральный офис — в Петербурге, филиал — в Москве.
> Лизинговый портфель в 2019–м: >1,8 млрд рублей.
> Активы по РСБУ на 31.12.2019 — 1,52 млрд рублей.