Андрей Архангельский Все статьи автора
22 мая 2020, 21:44 204

Какая же ты нелепая, судьба. "Неизбранные дороги" Салли Поттер

Фото: kinopoisk.ru

Эпиграфом к фильму служит стихотворение Роберта Фроста The road not taken ("Развилка двух дорог. Я выбирал с великой неохотой, но выбрать сразу две никак не мог…"). В современном мире часто употребляют слово "выбор" — однако как жить после того, как выбор сделан, никто не объясняет.

Горе от ума. "Преступный человек" Дмитрия Мамулии

Горе от ума. "Преступный человек" Дмитрия Мамулии

271
Андрей Архангельский

Салли Поттер, лауреат Венецианского и Берлинского кинофестивалей, как всегда, на стороне слабых, бессильных, немощных. Ее герой Лео (Хавьер Бардем) страдает от тяжелой формы деменции, живет в одиночестве в Нью–Йорке. Ему помогает дочь Молли (Эль Фаннинг). В один из дней она приезжает к отцу, чтобы проводить его к дантисту, но рутинные действия героев превращаются в экзистенциальное путешествие — к себе.

Про кого–то не слишком удачливого мы говорим: мол, "замкнулся в себе", "где–то не с нами". Но так ли ужасно, что человек живет воображаемой или "возможной" жизнью? А что если эта жизнь обладает гораздо большей эмоциональной интенсивностью, чем реальная? "Я задалась вопросом, — говорит Поттер. — Что, если мы, делая тот или иной выбор на жизненном распутье, тем самым оставляем какую–то часть себя жить в другом, параллельном мире?"

Главный герой продолжает жить в двух воображаемых измерениях: со своей первой любовью в провинциальной Мексике, а также в качестве писателя на одном из греческих островов.

Некоторая проблема в том, что Бардем играет свою болезнь слишком эксцентрично: он постоянно падает, теряется, исчезает. И его дочь, соответственно, ведет себя точно так же. Все это немного напоминает Хармса. Ни минуты покоя у обоих. Если так у них проходит каждый день, непонятно, как они вообще держатся, откуда берут силы. Но в целом фильм построен как загадка, которую интересно распутывать, пока мы не поймем наконец, кто все эти тени. Которые постоянно возникают в воображении героя — и, соответственно, в кинематографической реальности.

Но ведь это не только фильм о страдании. Это фильм и о любви — просто Поттер рассказывает историю как бы с конца, отчего фильм умудряется не выглядеть банальным. Лет тридцать назад, между прочим, Салли Поттер, которая считается одной из икон феминистического кино, сняла документальный фильм с довольно странным для английского уха названием — I Am an Ox, I Am a Horse, I Am a Man, I Am a Woman. Что, конечно же, является дословным переводом русской поговорки "Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик".

В конце 1980–х Салли Поттер записала ряд откровенных интервью с советскими актрисами: в том фильме не было ни единого ее комментария, только монологи героинь — ход по тем временам новаторский.

В художественном кино Поттер добивается, кажется, того же: она хочет снять "фильм без режиссера" — где направлять страсти будет "сама жизнь", или "сама судьба". В "Дорогах" Поттер, кажется, вплотную приблизилась к реализации этой задачи: достаточно посмотреть на хаотичные и нелепые движения главного героя, чтобы понять, что судьба — не ловкая танцовщица, а пожилой аутсайдер, страдающий деменцией. Это, как говорилось в известном фильме, многое объясняет.

Жизнь на обочине. "Керосин" Юсупа Разыкова

Жизнь на обочине. "Керосин" Юсупа Разыкова

435
Андрей Архангельский
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама