Карашаш Ногаева Все статьи автора
19 мая 2020, 20:04 10204

Станцию метро "Политехническая" превратят в торговый центр с офисами

Фото: "Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова"

Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова сегодня, 19 мая, представила на градостроительном совете Петербурга проект реконструкции вестибюля и фасада станции метро "Политехническая". По задумке авторов, над станцией метро надстроят пятиэтажный многофункциональный комплекс, в котором расположатся офисные помещения, торговые ряды, механизированная парковка и фуд-корт.

В большинстве своём члены Градсовета положительно оценили проект, отметив, что авторы смогли включить в здание все решения для торговли и транспорта, сохранив при этом отсылки к внешнему стилю 1970-х годов. Однако некоторые выступили резко против полного сноса оригинального павильона станции метро и возведения на его месте большого торгового центра. По их мнению, проект может стать прецедентом для уничтожения архитектурного наследия Петербурга 1960–1970-х годов, к которому в том числе они относят и "Политехническую".

"Многострадальное место". В Петербурге переделали проект реконструкции вестибюля станции "Парк Победы"

"Многострадальное место". В Петербурге переделали проект реконструкции вестибюля станции "Парк Победы"

1630
Антон Тарануха

Проект будет реализован на деньги инвестора, заказчиком проекта выступает ООО "Триумф Плюс". По примерным оценкам, реконструкция станции и строительство объекта могут обойтись в 600 млн рублей со сроком окупаемости 3–5 лет.

10 в 1

Это уже не первая попытка реконструировать "Политехническую", отметил сооснователь Архитектурной мастерской Рейнберга и Шарова Андрей Шаров. Вестибюль станции, по его словам, давно нуждается в ремонте, и кроме того, в 2007 году уже предпринимались попытки достроить торговые ряды к "Политехнической", но проект был заморожен.

Согласно проекту, который архитектор представил Градсовету, в пятиэтажном комплексе, который появится на месте прежнего павильона, будут располагаться не только торговые площади, но и офисные помещения, общепит, механизированная автостоянка. Также предусмотрены автостоянка у входа в метрополитен и подземный паркинг.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Основные арендные торговые площади расположатся на втором и третьем этажах здания, весь четвёртый этаж будет занимать фуд-корт, а на пятом этаже будут офисные помещения. Объём торговых площадей на первом этаже будет небольшим, и наибольшую часть там займёт сама станция метро вместе с рабочими помещениями петербургского метрополитена.

"Здание будет высотой в пять этажей, что соответствует нормам землепользования и застройки, и кроме того, оно впишется в общий ансамбль Политехнического университета и церкви Покрова Пресвятой Богородицы", — рассказал Шаров.

В ходе заседания архитектор также пояснил, что механизированная парковка будет рассчитана в основном на сотрудников, которые будут работать в офисах на верхних этажах. Для обычных посетителей торговых рядов будет доступен подземный паркинг, а также стоянка напротив входа в метро. Многие члены Градсовета усомнились в эффективности последней, посчитав, что она будет раздражать пассажиров метрополитена, ведь автостоянка, по планам, будет располагаться прямо напротив входа в вестибюль. На их сомнения возразил председатель комитета по градостроительству и архитектуре ПетербургаВладимир Григорьев.

Градсовет удаленно оценил проект кампуса ИТМО

Градсовет удаленно оценил проект кампуса ИТМО

17857
Вадим Кузьмицкий

"Я, напротив, считаю, что автостоянка может играть роль перехватывающей линии. Многие жители северных районов, прилегающих к Петербургу, смогут оставлять свои автомобили на этой стоянке, а дальше уже ехать на метро. Поэтому это может помочь разгрузить транспортную развязку", — высказался он.

Сперанский и ТЦ

Большинство членов Градсовета положительно высказались по поводу проекта и оценили его архитектурные решения, которые имитируют архитектуру 1970-х годов.

"И по высоте, и по архитектурным решениям проект выглядит очень убедительно. Я его поддерживаю, просто нужно доработать", — отметил профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, архитектор Никита Явейн.

"Это тот редкий случай, когда КГИОП одобряет проект почти единогласно", — добавил первый заместитель председателя КГИОП Александр Леонтьев.

Однако нашлись и противники многофункционального комплекса. Например, многих не устроила высота здания. Прозвучали предложения об уменьшении его высоты на один этаж.

"Масштаб этого объекта невозможно оценивать без учёта требований режима КГИОП. В соответствии с требованиями на этой площади сохраняется доминирующее положение главного здания Политехнического университета и церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Мне кажется, что при такой высоте объекта, как это было предложено архитекторами, доминирующее положение Политехнического университета просто пропадает", — подчеркнул заместитель генерального директора по градостроительной деятельности ООО "Институт территориального развития" Владимир Аврутин.

Евгений Герасимов, руководитель архитектурной мастерской "Евгений Герасимов и партнёры", высказался резко против проекта. По его мнению, реконструкция "Политехнической" может стать прецедентом разрушения вестибюлей других станций метро, которые были построены в 1960–1970-х годах.

"Комплекс вестибюлей станций метро "Выборгская", "Лесная" и "Политехническая" и так прекрасен и является памятником архитектуры того времени. Это касается как надземных, так и подземных вестибюлей станций. Мне кажется, нет никаких существенных причин для их фактического уничтожения. Коммерческий эффект этой истории для меня крайне сомнителен, а ущерб, на мой взгляд, налицо. Нужно бережно реконструировать существующую станцию с минимальными добавлениями. Эта станция принадлежит всем горожанам, и это повод для конкурса", — возразил он.

Его слова вызвали новую полемику в Градсовете. Высказался также и председатель КГА Владимир Григорьев, который задал аудитории риторический вопрос: "Можем ли мы уничтожить Сперанского?" (Известный ленинградский архитектор Сергей Сперанский был автором подземного вестибюля "Политехнической".) Он также обратил внимание, что планируемая реконструкция будет проводиться на собственные средства инвестора, а не на деньги налогоплательщиков.

Доцент СПбГАСУ Владимир Линов поддержал Герасимова, отметив, что не против объекта: "Проект меня устраивает, вокруг станции метро вполне могут возникать какие-то торговые площади. Но, если бы проводился конкурс, появились бы принципиально другие схемы планировки. Почему нельзя сохранить старую станцию, но при этом обстроить её с двух сторон, обеспечив площади для торговли?" — спросил он.

Святослав Гайкович, генеральный директор ООО "Архитектурное бюро "Студия-17", предложил не отменять существующий проект, но обязательно записать в рекомендациях Градсовета, что все последующие реконструкции станций метрополитена в Петербурге должны выполняться по организованному конкурсу.

Нужен ли ТЦ на "Политехнической"

Владимир Каличава, руководитель департамента услуг для ретейлеров Colliers International в Петербурге, не видит смысла в строительстве большого торгового центра у "Политехнической".

"В текущих условиях — с невысоким пассажиропотоком в 27 тыс.человек в сутки и в отсутствие жилмассива поблизости — строить торговый объект над станцией метро, на мой взгляд, не очень целесообразно. Куда более эффективно было бы усилить деловой потенциал этого района, встроив вестибюль метро, например, в форматный бизнес-центр, который был бы удобным, современным, имел паркинг, техническое оснащение и какой-нибудь общепит", — высказался эксперт.

Артём Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets, оценил строительство многофункционального комплекса на "Политехнической" в 600 млн рублей. Срок окупаемости объекта, по его словам, составит 3–5 лет, в зависимости от того, как далее будет развиваться ситуация с пандемией. Сам проект с инвестиционной точки зрения он считает удачным.

"Эффективность вложенных средств в создание торговых рядов над метрополитеном будет зависеть от того, какие торговые точки будут размещены на его территории, будут ли они востребованы у людей, которые пользуются транспортным объектом. Плотная застройка не позволяет возводить в этом районе высотные торговые комплексы. Пассажирам метро необходимо бывает закупить продукты, пообедать (особенно актуально это будет для студентов, если в здании появятся известные сети ресторанов быстрого питания и бюджетные столовые), приобрести бытовую химию и канцелярские товары. Также актуальным будет появление центра доступа МФЦ, где можно было бы оформить выплаты или получить актуальную информацию о государственной поддержке", — резюмировал он.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама