Все эксперты сейчас солидарны в том, что разразившаяся в мире эпидемия коронавируса и последовавшие за ней карантинные меры достаточно сильно скажутся на экономике в целом и на положении многих коммерческих компаний. Есть ли способы снизить силу удара по своему бизнесу? Специалисты утверждают, что есть.
"В период, когда по всему миру закрываются рестораны и кинотеатры, останавливается производство и значительно падает потребительский спрос, наиболее остро встает вопрос сохранения действующего бизнеса и преодоления кризиса. Как глобального, так и локального, в рамках конкретной фирмы, – говорит управляющий партнер АКГ "ФУКАУ" Алексей Васильев. – Но правовые способы защиты компании в период значительных экономических потрясений существуют".
На сегодняшний день, добавляет эксперт, оговорка о форс-мажоре предусматривается в подавляющем большинстве современных договоров. В то же время на практике эти условия применяются крайне редко. Суды неохотно идут на признание тех или иных экономических изменений основанием для расторжения договора. Однако вряд ли кто-то будет отрицать, что нынешняя ситуация с пандемией коронавируса является из ряда вон выходящим событием. В частности, такие оговорки в договоре существенно усилят позицию компаний, чей бизнес пострадал от принудительной приостановки, – концертных площадок, фитнес-центров и кинотеатров.
Также, по мнению Алексея Васильева, стоит рассмотреть и вариант банкротства. Большинство людей, добавляет он, рассматривают банкротство исключительно как неминуемую гибель бизнеса с последующей распродажей активов с молотка. В то же время процедуры банкротства могут играть значительную роль в реструктуризации долгов и оздоровлении бизнеса.
"В рамках процедуры наблюдения накладывается мораторий на удовлетворение требований ряда кредиторов на время проведения процедуры. Это может дать довольно серьезную передышку бизнесу для того, чтобы выправить свое материальное положение и договориться о разумных условиях погашения, – говорит Алексей Васильев. – При этом в рамках процедуры наблюдения от управления не отстраняется действующий менеджмент компании, а временный управляющий представляет собой независимую фигуру, чья задача в том числе определить возможность восстановления платежеспособности".
Да, ряд особо значимых сделок компания должна будет согласовывать с управляющим, однако управляющий не может отказывать необоснованно и всегда должен учитывать выгоду, которую принесет та или иная сделка. Дополнительно стоит отметить, что в рамках процедуры наблюдения кредиторы включаются в специальный реестр, а все наиболее значимые решения в отношении компании принимаются на собрании кредиторов, что может упорядочить переговорный процесс.
Кроме того, в рамках процедур банкротства у должника всегда остается возможность заключить мировое соглашение с кредиторами, которым будет установлена отсрочка, рассрочка или даже дисконт в отношении долгов компании. "Преимущество мирового соглашения в банкротстве в том, что оно заключается на собрании кредиторов и действует в отношении всех кредиторов, включенных в реестр, – поясняет Алексей Васильев. – Таким образом, если большинство кредиторов готовы на реструктуризацию, то мировое соглашение может быть заключено даже против воли меньшинства".