Карашаш Ногаева Все статьи автора
7 февраля 2020, 11:55 32991

Ретейл 2.0. Руководитель фудтех-направления "Яндекс.Такси" Максим Фирсов о том, как будет развиваться рынок доставки в Петербурге

Максим Фирсов. Руководитель фудтех-направления "Яндекс.Такси"
Максим Фирсов. Руководитель фудтех-направления "Яндекс.Такси"

Сервис быстрой доставки продуктов "Яндекс.Лавка" выйдет на петербургский рынок в I квартале 2020 года. "ДП" побеседовал с главой фудтех-направления "Яндекс.Такси" Максимом Фирсовым о том, как сервисы компании планируют развиваться в Петербурге, на что будет сделан упор при открытии "Лавки", а также о будущем петербургского фудтеха и новых форматах фуд-ретейла.

В этом году на петербургский рынок выходит проект "Яндекс.Лавка". Каких результатов вы ожидаете от запуска в Петербурге? Будут ли, по вашему мнению, потребности петербургской аудитории "Лавки" в чем-то кардинально отличаться от предпочтений московских клиентов?

Местные против федералов. Как изменится петербургский рынок доставки еды в 2020 году

Местные против федералов. Как изменится петербургский рынок доставки еды в 2020 году

11352
Карашаш Ногаева

— В Петербурге очень любят локальные бренды. Поэтому мы существенно переработали наш ассортимент, сделав упор на популярных у местных пользователей производителях, таких как "Лосево", "Петмол", "Самсон" и т. д. То есть ассортимент будет немного отличаться от московского.

При этом сервис в Петербурге будет работать по тому же принципу, что и в столице, — быстрая доставка заказа за 10–15 минут из магазинов-складов формата dark store, работающих на небольшие зоны. В Петербурге на старте проекта мы планируем запустить 11 зон доставки. Как и в Москве, петербургская "Лавка" будет предлагать готовую еду — на нее будет приходиться примерно 20% ассортимента. Тут тоже будут локальные партнеры.

Мы ожидаем, что "Яндекс.Лавка" быстро завоюет популярность у пользователей. Проект запускается на базе приложений "Яндекс.Такси" и "Яндекс.Еда", у которых уже есть своя лояльная аудитория в городе. Пользователям не нужно будет устанавливать новое приложение, привыкать к нему, "Лавка" появится в "Такси" отдельной вкладкой, а в "Еде" — как новый "ресторан", и начать ею пользоваться будет очень легко.

В чем перспективность формата dark store? Какие тенденции в развитии этого формата вы сейчас наблюдаете?

— Онлайн-продажа через собственные сети dark store — это следующий этап развития всего ретейла. Долгое время в ретейле не появлялось каких-то новых форматов, принцип всегда был один и тот же — люди сами приходили в магазин и покупали то, что им нужно. Затем появилась вертикально интегрированная модель, по которой работает, например, сервис "Утконос". При таком формате клиент делает покупку онлайн и ожидает доставки. Минус этой модели в том, что доставка бывает достаточно долгой — от 1 дня.

Следующий формат, который появился, — доставка покупок из существующих магазинов. Но при подобной модели сложно контролировать остатки. Клиент может сделать заказ, но каких-то из заказанных продуктов не окажется на полках. Также при таком формате сложно быстро собрать заказ, ведь классические супермаркеты выстроены так, чтобы люди проводили в них как можно больше времени.

Продажа через dark store — это следующий шаг. В этой модели ты всегда контролируешь остатки, то есть клиент со 100%-ной вероятностью получит то, что заказал. Сборка заказа занимает меньше 2 минут, так как товары на складе расставлены так, чтобы минимизировать лишние движения. А небольшие зоны доставки и умные алгоритмы распределения заказов делают доставку не просто быстрой, а сверхбыстрой.

В "Яндекс.Такси" появилась функция предзаказа машины

В "Яндекс.Такси" появилась функция предзаказа машины

299

Рынок доставки еды в Петербурге интенсивно растет, а вместе с ним и конкуренция. Какой прогноз дальнейшего развития петербургского рынка вы бы дали?

— Не думаю, что тенденции развития петербургского рынка будут как-то разительно отличаться от трендов в мировых мегаполисах. Продуктовый онлайн-ретейл однозначно будет весьма интенсивно развиваться. Сейчас он занимает совсем небольшую долю — менее 5% рынка, но этот сегмент один из самых быстрорастущих. Появление новых сервисов, таких как наш, поможет еще быстрее раскачать спрос.

Сейчас наблюдается размывание границ форматов доставки. Например, стираются различия между доставкой продуктов из супермаркетов, готовых блюд и наборов для приготовления еды. Что вы думаете по этому поводу и ожидаете ли вы дальнейшего развития этого процесса?

— Я уверен, что размывание границ продолжится и мы уже не будем так жестко делить рынок на доставку из общепита, доставку готовой еды, изготовленной в dark kitchen, онлайн-фуд-ретейл и т. п. Мы видим, что форматы миксуются между собой.

Кроме того, этот процесс уже происходит и в офлайн-ретейле. Сейчас расцветает формат "магазина у дома", а гипермаркеты, наоборот, теряют популярность и их преобразуют, например, в фуд-моллы. При этом в магазинах все чаще можно встретить собственную кулинарию и готовую еду. Ретейлеры активно строят производство готовых блюд, а это говорит о том, что культура потребления смещается в сторону готовой еды.

Будет ли расти популярность милкит-сервисов, учитывая, что доходы населения падают, а милкиты рассчитаны на аудиторию с доходом выше среднего?

— Я думаю, что этот формат займет свою нишу в фудтехе, как ее уже заняли доставка готовой еды и e-grocery. Если взглянуть на мировые тенденции, то большинство милкит-сервисов было куплено классическими ретейлерами, и поэтому их можно найти в зарубежных офлайн-магазинах. Покупатель может прийти в супермаркет и купить себе набор продуктов с рецептами на ужин.

Повсеместно подобные сервисы уходят от подписочной модели в сторону продаж через ретейл наборов для приготовления единичных блюд, и мы также пошли этим путем.

Именно поэтому было решено отменить систему подписок "Яндекс.Шефа"?

— Да. Фактически мы строим собственный ретейл-сервис — "Яндекс.Лавка", которую мы позиционируем как "Ретейл 2.0". Милкиты гораздо удобнее продавать именно через нее. Сейчас объясню почему.

Допустим, клиент приобретает по подписке большую коробку ужинов на неделю. При этом из-за того, что срок годности некоторых продуктов из коробки может быть ограничен, покупателю нужно каждый день готовить себе еду из милкита и ужинать дома, чтобы продукты не пропали зря. В "Лавке" же пользователь сам решает, хочет ли он сегодня сам что-то приготовить по рецепту из милкита "Яндекс.Шефа" или же ему проще заказать готовую еду или продукты из dark store.

Можете ли вы также рассказать, как будет теперь развиваться "Яндекс.Шеф" в интеграции с "Яндекс.Лавкой"?

— У нас два стратегических направления — мы продолжаем производить милкиты, продавая их через "Лавку", а также будем делать свой бренд готовой еды.

В конце прошлого года вы подписали соглашение с Василеостровским рынком о запуске доставки местных блюд и продуктов через "Яндекс.Еду". Станут ли заказы еды с фуд-маркетов в Петербурге таким же трендом, как в Москве, учитывая, что пока их в нашем городе не так много?

— Я не вижу причин, почему этот формат не станет популярным в Петербурге. По моему мнению, здесь наблюдается тенденция изменения потребительского поведения покупателей. В Москве на рынках рестораны работали и раньше, однако с приходом моды на фуд-маркеты этот формат быстро занял значительную долю рынка. Я думаю, что Петербург ждет то же самое, просто с небольшим запозданием.

Но точно так же мода на фуд-маркеты может пройти через 5–10 лет, когда потребительская модель поведения снова сменится. Однако хочу отметить, что один из старейших и самых крупных фуд-маркетов Европы в Копенгагене многие годы сохраняет высокую популярность.

Не так давно была запущена доставка горячего кофе через "Яндекс.Еду" и "Яндекс.Лавку". Наблюдаете ли вы спрос на эту услугу, учитывая, что кофе — этот тот продукт, который достаточно сложно доставить свежим?

— Да, мы начали тестировать доставку кофе, и я был удивлен результатом: потребители действительно начали интересоваться этой услугой. Конечно, для многих заведений важна сама подача еды: то, как она выглядит, составляет 50% успеха блюда. То же касается и кофе для некоторых заведений — он должен быть свежесваренным.

В "Лавке" мы тестируем различные технологии доставки напитков. Например, мы замеряли, сколько минут можно доставлять кофе со сливками, чтобы пенка не опустилась. Причем делали это с разными видами кофе и разными сливками.

В общем объеме заказов кофе пока занимает небольшую долю, потому что подобная услуга есть не во всех "Лавках". Там, где мы доставляем кофе, на него приходится уже 25% заказов в сегменте горячей еды. Что касается "Яндекс.Еды", у кофе любопытная "сезонность": меньше всего его заказывают в понедельник, а со вторника начинается рост, и пик доставок кофе приходится на выходные.

Какие особенности вы наблюдаете у петербургских клиентов "Яндекс.Еды" по тратам и покупкам?

— Средний чек в Петербурге чуть ниже, чем в Москве, и составляет около 850 рублей, но при этом выше, чем в среднем по регионам нашего присутствия. К "Яндекс.Еде" уже подключено более 2 тыс. петербургских ресторанов. Мои коллеги часто называют Петербург гастрономической столицей России: здесь большое количество заведений различных ценовых сегментов и видов кухонь, а также много собственных гастрономических брендов. Как я уже упоминал, петербуржцы любят заказывать из локальных заведений и сетей.

В последнее время в "Яндексе" все чаще можно наблюдать синергию различных направлений. Например, доставку из "Лавки" можно заказать через сервис "Яндекс.Такси". В чем смысл подобного смешения сервисов и как разные проекты начинают сотрудничать друг с другом?

— Доступ к технологиям большого "Яндекса" — наше конкурентное преимущество. С помощью технологий, которые мы используем, во многом мы и добиваемся высокого качества услуг. Это и собственный дорожный граф, который помогает оптимизировать логистику, и алгоритмы распределения заказов, и алгоритмы предсказания спроса, которые позволяют нам закупать для "Лавки" ровно столько товаров, сколько будет востребовано.

Технологии являются ключом синергии в "Яндексе". При запуске нового продукта используются уже наработанные в других проектах технологии, и с помощью большого количества подобных мелочей мы стараемся делать лучший сервис.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама