Сразу несколько российских лент на уходящей неделе попали в шорт–лист "Оскара". Реакция отечественного кинолюбителя на новости оскаровской гонки удивительна и предсказуема одновременно.
В ней парадоксальным образом сочетается презрение к национальному кинематографу и патриотический азарт спортивного болельщика, желание преуменьшить успехи, но максимально раздуть интригу. Так, например, когда оскаровские комитеты разных стран только подавали картины на соискание главной заокеанской награды, российскую прессу заполнили заголовки вроде "Дылду" выдвинули на "Оскар" — хотя то была исключительно техническая процедура, никаких успехов картине не обещавшая. Теперь, когда сразу несколько работ попали в шорт–лист, те же авторы уточняют: это всего лишь расширенный список, до номинаций еще далеко. И формально они, наверное, правы. Но здесь уже странно отрицать: попадание в шорт–лист — реальное достижение, обеспечивающее избранным лентам не только международный пиар, но и заокеанский прокат. Да и до заветной номинации теперь один шаг.
Как с динозавром
Кто и на что претендует в этом году? Учитывая, что смотрим мы в первую очередь полнометражные и игровые картины, основной фокус наводится, конечно, на "Дылду". Это второй фильм Кантемира Балагова — фестивального любимца, выпускника кабардино–балкарской мастерской Александра Сокурова. После громкого дебюта, сделанного под руководством прославленного мастера, Балагов ушел к продюсеру № 1 в стране Александру Роднянскому. Тот в свою очередь, по любопытному совпадению, расстался с Андреем Звягинцевым — режиссером, с которым они вместе прошли три Каннских кинофестиваля и две номинации на "Оскар". И вот Роднянский и Балагов проходят тот же счастливый путь с "Дылдой".
Премьера этой (анти)военной драмы состоялась в "Особом взгляде" — второй по значимости программе Каннского кинофестиваля. По слухам, изначально картину даже отобрали в главный конкурс, но в последний момент перевели на секцию ниже ради хлесткого французского дебюта "Отверженные" Ладжа Ли. Может, оно и к лучшему: вряд ли "Дылда" стала бы событием в main competition на фоне новых картин Тарантино, Альмодовара, Джармуша, Дарденнов и будущего триумфатора Пон Чжун Хо. В "Особом взгляде" же Балагов взял сразу две награды — повторил успех "Тесноты" призом ассоциации кинопрессы ФИПРЕССИ и добавил диплом за лучшую режиссуру — это уже очень серьезное достижение.
Дальше "Дылда" прокатилась по нескольким десяткам российских и международных фестивалей, а на исходе сезона метит в номинацию самой медийной церемонии планеты Земля. Сейчас на награду за лучший фильм на иностранном языке претендуют 10 фильмов, половина из них будет отсеяна в последнем раунде.
Кто фавориты? Точно может покупать невозвратные билеты в Лос–Анджелес кореец Пон Чжун Хо со своими "Паразитами". Очень высокие шансы у Альмодовара с лучшей за долгие годы, практически исповедальной картиной "Боль и слава". Вряд ли академики упустят возможность включить в заветную пятерку кино из Сенегала (такой шанс выпадает даже не каждое десятилетие), поэтому Мати Диоп с социально–романтическим хоррором о переселении душ "Атлантика" тоже может начинать собирать чемоданы в Америку. Итого у нас остается два места на семь фильмов.
Здесь выделяется чешская драма "Раскрашенная птица" — главная спекуляция сезона с горящими (в прямом смысле) хорьками, совокуплением с козлом, а также Алексеем Кравченко в качестве привета Элему Климову. По–хорошему эту ленту академики не должны были подпустить к номинации и на пушечный выстрел, но факт присутствия в десятке не исключает и более неприятные сюрпризы. Специалисты высоко оценивают шансы эстонской ленты "Правда и справедливость" и македонской "Страны меда". Упомянутые выше "Отверженные" Ладжа Ли — тоже в числе фаворитов. Как, впрочем, и "Дылда". То есть можно сказать, что Балагов в четверке основных претендентов на два номинационных места. Шансы — 50 на 50. Такие же, справедливости ради, 50 на 50, как в анекдоте про блондинку и динозавра.
Под старый Новый год
Один из фаворитов секции "Лучший анимационный короткометражный фильм" — Константин Бронзит. Три года назад его мультик "Мы не можем жить без космоса" добрался до финала. Новая работа, оригинально озаглавленная "Он не может жить без космоса", не слабее, сделана в той же эстетике, но именно эта вторичность по отношению к самому себе, кажется, единственное, что может помешать прославленному художнику вновь посетить театр "Долби". Кроме него, кстати, в той же номинации представлена "Дочь" Дарьи Кащеевой, 5 лет назад переехавшей жить в Прагу и выставляющей свой мультфильм от Чехии. Хотя нам, конечно, приятно считать ее еще одной российской соискательницей.
Примерно та же ситуация и с претендующей на награду в номинации "Лучший документальный фильм" лентой Виктора Косаковского "Акварель". Режиссер — русский, производство — нет. Фильм снят без копейки российских денег, что, конечно, не помешает нашему истеблишменту отмечать награду как "свою". Шансы Косаковского на номинацию и награду оценить сложнее всего. Его "Акварель", снятая с частотой 96 кадров в секунду и представляющая собой сплошной полуторачасовой водопад, — революционна с технической точки зрения. Однако за технологии академики дают специальные и, как принято считать, второстепенные награды. В документальном кино они, как правило, ценят саму историю и социальную составляющую.
Впрочем, на сегодня любые оскаровские прогнозы — это гадания. Окончательные списки номинантов на "Оскар" объявят 13 января, сама церемония вручения запланирована на 9 февраля следующего года.