Барьер для фальсификата. В октябре в России стартовала обязательная маркировка лекарств

Автор фото: Сергей Ермохин
Пока маркировке подлежат препараты, относящиеся к семи высокозатратным нозологиям, но с 1 января 2020 года это коснется всех групп лекарств. Представители рынка не исключают, что произойдет подорожание отдельных категорий препаратов, но в целом положительно оценивают введение этого новшества.

Маркер качества

С 1 марта в России стала обязательной регистрация производителей и распространителей табачной продукции, с 1 июля — обуви. Подготовка к маркировке ведется в отношении молочной продукции, кресел–колясок, велосипедов, фотоаппаратов, шин, изделий легкой промышленности, парфюмерии. До 1 декабря 2019 года маркировка станет обязательной для многих из этих категорий товаров. Любой потребитель с помощью своего смартфона и программы "Честный знак" сможет узнать их поставщиков.
Представители ООО "Оператор–ЦРПТ", которое разрабатывает систему "Честный знак", рассказали, что в маркировке сигарет участвует более 47 тыс. компаний, промаркировано более 4 млрд пачек. Для обуви выдано 136,8 млн кодов, для шуб — более 20 млн.
В системе маркировки лекарств зарегистрировано более 31 тыс. участников (из них более 400 — фармпроизводители) и 8 тыс. лекарственных препаратов. Уже промаркировано 33,6 млн упаковок.
С 1 октября на фармацевтическом рынке маркируются лекарства для клиентов с гипофизарным нанизмом, рассеянным склерозом, гемофилией, болезнью Гоше, муковисцидозом, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей.
Директор по экономической безопасности фармацевтической компании "Герофарм" Андрей Ахантьев отмечает, что подорожание лекарств в коммерческом сегменте вполне возможно, так как производителям необходимо компенсировать издержки по внедрению маркировки. "Цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) регулируются государством, поэтому в этом сегменте большого роста не прогнозируется", — говорит спикер. Таких на фармацевтическом рынке около 50%.
Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк также утверждает, что стоимость ЖНВЛП возрасти не может. Кроме того, до 2021 года пройдет перерегистрация цен на ЖНВЛП. "По приблизительным подсчетам, цены должны уменьшиться на 10–15%", — считает эксперт.
А вот возможный рост цен на другие группы лекарств, по его словам, вполне закономерен. Стоимость внедрения маркировки зависит от мощности производства и количества выпускаемой продукции, стоимости оборудования, необходимого для маркировки, специального программного обеспечения, а также размера оплаты труда новым сотрудникам.
"Некоторые компании уже закупили оборудование на несколько миллионов долларов. Есть разные принтеры, их цена зависит от скорости: если на производстве высокоскоростная линия, то понадобится дорогостоящий высокоскоростной принтер", — говорит Сергей Шуляк.

Для логистики и оптимизации

О необходимости маркировки представители фармрынка заявляли еще 3 года назад. Андрей Ахантьев отмечает, что для пациентов это поможет обеспечить безопасность, защиту от подделок и контрафакта (его доля на российском рынке оценивается экспертами в 0,1%), а для бизнеса — пресечь распространение фальсификата и контрафакта, вторичного вброса в госзакупках, обеспечить новые компетенции персонала.
Кроме того, доступ к системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, получаемый вместе с подключением к маркировке, дает возможность планировать запасы и продумывать оптимальную логистику, маркетинговую стратегию и возможности для оптимизации производства.
Сергей Шуляк подчеркивает, что особенно актуальной является проблема вторичного вброса в госзакупках. Маркировка решит эту проблему, ведь теперь в рознице будет невозможно купить препарат, который приобретен за государственные деньги. "Такие случаи периодически случаются", — резюмирует он.
Директор по развитию компании "Мультикас" Максим Демеш рассказал "ДП", что для проведения маркировки от фармацевтического ретейлера потребуется такое новое оборудование, как онлайн–касса, которая должна работать со сканером штрих–кодов и товарной номенклатурой, сканер для считывания кодов маркировки (DataMatrix), электронная подпись, программное обеспечение. Для одного объекта торговли установка будет стоить от 20 тыс. рублей. Правда, в большинстве аптек страны часть оборудования уже имеется.
Генеральный директор ООО "Оператор–ЦРПТ" Дмитрий Алхазов говорит, что стоимость внедрения всех новшеств зависит от сегмента бизнеса. "Если говорить о производителях, то у компании может возникать необходимость обновить принтеры и сканеры. Вторая часть оборудования для маркировки (криптографическое оборудование для получения и использования кодов) — регистраторы эмиссии — предоставляет и обслуживает за свой счет оператор. Стоимость оборудования для нанесения зависит от размеров предприятия — объемов и скорости производства", — отметил он.
Чтобы повысить доступность специализированной техники для производителей и представителей бизнеса, Центр развития перспективных технологий совместно с Российским фондом прямых инвестиций и швейцарской Sicpa создал компанию "Трекмарк", которая локализует оборудование для нанесения кодов и разрабатывает собственное программное обеспечение для маркировки.
"Инвестиции в проект превысили 1 млрд рублей. Это позволило на 50% снизить цены по сравнению с зарубежными аналогами и значительно сократить сроки поставок", — рассказал Дмитрий Алхазов.