Наталья Бурковская Все статьи автора
17 октября 2019, 10:25 4408

Превратить хобби в музей. Кто, как и зачем открывает частные музеи в Петербурге

Фото: Vostock-Photo

И во сколько это обходится.

По официальным подсчетам, в Петербурге около 220 музеев, 45 галерей и выставочных залов. В прошлом году в петербургских музеях, подведомственных комитету по культуре, побывало 8,4 млн человек. Безусловными лидерами стали Исаакиевский собор, который посетило 4 млн человек, и Музей истории Петербурга, принявший более 2 млн туристов.

Инвесторы собрались на выставку. Из более чем 200 музеев Петербурга около 10% не связаны с государством

Инвесторы собрались на выставку. Из более чем 200 музеев Петербурга около 10% не связаны с государством

175
Максим Калиниченко

Доцент факультета антропологии Европейского университета Михаил Лурье полагает, что отчасти рост посещаемости музеев — это дань моде, некий элемент престижного потребления, как дорогие рестораны и театр. Однако, каковы бы ни были причины, наплыв посетителей позволил многим музеям стать безубыточными. Хотя ажиотаж наблюдается далеко не во всех заведениях культуры.

Музей на свой вкус

По версии TripAdvisor, одного из самых популярных сайтов для путешествий, в Петербурге и пригородах насчитывается 483 музея, значительная часть которых — частные экспозиции. Мотивы финансирования музеев из частных средств чаще всего продиктованы личными интересами их основателей. Это может быть и увлечение фольклором (музей матрешки, музей игрушки, музей лаптей), и интерес к спорту (музей хоккея и футбольные экспозиции), и дополнение к собственному бизнесу (музей кирпича, музей специй, музей кофе), но самые знаковые экспозиции вырастают все же на основе частных коллекций.

"Есть художественные галереи, которые составляют львиную долю из вновь открытых. Это даже не музеи, а демонстрационные залы, выступающие каналом сбыта произведений искусства. Есть ведомственные музеи, которые открываются при действующих предприятиях или вузах, их главные задачи: PR, HR–продвижение и социальная ответственность или промышленный туризм. Монетизации здесь обычно нет, или она вторична", — рассуждает Наталия Белякова, доцент НИУ ВШЭ, партнер Центра территориального маркетинга.

Эксперт также выделяет "инстаграмные" музеи: "Это правильно организованное пространство для фото, в основе которого рекорды, нечто ужасное или прекрасное — все, что радует фотокамеры смартфона. Это довольно гибкий формат, почти поп–ап с коротким жизненным циклом. Строго говоря, это не музеи, а временные собрания, палаты диковин, но зато четко направленные на извлечение прибыли". Петербуржцы и иногородние туристы охотно разбавляют посещения титульных музеев города легким экспо–жанром.

Доигрались

В числе первых негосударственных музеев России появились музеи игрушек. Так, в 1997 году на Петроградской стороне была открыта одна из крупнейших частных коллекций игрушек, доступная для массового посещения. Ее основали Мария Марченко и Дмитрий Багаев, долгие годы собиравшие старые и современные объекты со всех концов земного шара.

Современнее современности. Десятилетие, после которого музеям уже не вернуться к прежней дремоте

Современнее современности. Десятилетие, после которого музеям уже не вернуться к прежней дремоте

227
Станислав Савицкий

В настоящее время фонды музея насчитывают около 17 тыс. экспонатов, включая уникальные игрушки, созданные в V веке н. э. Общая площадь музея — около 220 м2, а годовой поток туристов составляет 12 тысяч человек. Зарабатывает музей не только за счет экскурсий, но и за счет мероприятий, издательской деятельности и небольшого магазинчика сувениров. Однако этого не хватает на содержание коллекции, и не так давно музейщикам пришлось продать часть экспозиции.

Другой пример — Петербургский музей кукол, открытый на Васильевском острове 20 лет назад под научно–методическим руководством Российского этнографического музея. Здесь в 12 залах собраны около 40 тыс. единиц хранения. Существует музей за счет салона–магазина "Петербургский подарок", реализующего оригинальные кукольные сувениры, а также за счет коммерческого проведения выставок, дней рождения и тематических мероприятий.

Культурный бизнес

В 2010 году на основе частной коллекции бизнесмена Аслана Чехоева был создан Новый музей. Он сформирован из произведений нонконформистского искусства советского периода и работ современных российских художников, купленных меценатом в галереях и на аукционах, в том числе Christie's, Sotheby's, MacDougall's. Площадь музея составляет 500 м2, а инвестиции в проект на начальном этапе оценивались в $1 млн.

В отличие от большинства частных коллекций, собрание Чехоева основывалось не на субъективных пристрастиях, в его основе лежала некая картина развития современного искусства. После смерти отца–основателя музей продолжил работу, в том числе и в плоскости научной, выставочной деятельности и педагогики.

На Васильевском же острове находится один из крупнейших частных музеев современного искусства в России — "Эрарта". Проект посвящен русскому искусству XX и XXI веков. Он был основан Мариной Варвариной, вдовой убитого бизнесмена Дмитрия Варварина, владельца компании "Орими". Сегодня на площади 12 тыс. м2 находится более 2800 работ в постоянной экспозиции и в год проводится более 40 выставок. В коллекции музея работы более 300 художников.

По мнению аналитиков, в создание "Эрарты" 10 лет назад было инвестировано около $30 млн. Живет музей за счет продажи билетов, проведения массовых мероприятий, а также благодаря работе магазина Erarta Home, где реализуются сувениры, книги, предметы интерьера, репродукции и оригинальные работы современных российских художников. Также работают ресторан и кофейня.

Еще один пример — Музей Фаберже, открытый в 2013 году в отреставрированном дворце Шуваловых на набережной Фонтанки. Большая часть музейных экспонатов — шедевры ювелирного искусства, в том числе знаменитого Фаберже, созданные в период с 1885 по 1917 год. Всего на площади 4,7 тыс. м2 размещено 4 тыс. экспонатов. Музей считается одним из успешнейших проектов такого рода в России. Здесь с удовольствием экспонируются самые именитые художники современности, привлекающие тысячи посетителей в день.

Стойкие оловянные

В прошлом году на территории Суворовского музея был открыт первый в России Музей оловянного солдатика. Коллекция собиралась более 30 лет, и огромный вклад в ее формирование внесли меценаты. Так, петербургский предприниматель Мусса Экзеков подарил музею выкупленную у немецкого коллекционера миниатюру парада Российской императорской гвардии 1914 года на Марсовом поле, состоящую из 2,5 тыс. солдатиков. Финансирование музея ведется за счет госсредств.

Год назад в Гостином Дворе открылся частный Музей янтаря Александра Крылова. В Петербург была перевезена часть коллекции из Калининграда. Среди экспонатов — скульптуры, портреты, зеркала в янтарных рамах и даже скрипка из янтаря, на которой можно играть. Музей очень небольшой и существует за счет продажи декоративных изделий из этого самоцвета.

Два но

Бизнес активно интересуется сегментом музеев, так как потенциал его развития очевиден, но существуют два но. Массовому вовлечению частных инвестиций в данную сферу мешают неопределенные законодательные нормы и слабая коммерческая успешность музейных проектов. Решением проблемы могут стать государственно–частные партнерства, считают эксперты.

При этом за 2 года в Петербурге было закрыто около 15 частных музеев.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама