Дмитрий Бардачев Все статьи автора
15 октября 2019, 11:50 894

Под бременем сборов. Темпы роста рынка новой дорожно–строительной техники замедлились

Фото: Vostock-photo

Негативное влияние оказывает утилизационный сбор, который используется государством для поддержки российских производителей.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи дорожно–строительной и спецтехники в России за первое полугодие 2019 года увеличились на 11% по сравнению с первым полугодием 2018 года (тогда рост составил 35%). Рынок в СЗФО и Петербурге за январь–июнь 2019 года вырос на 13,8% и 8,8% соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Лизинг расширил возможности. Финансовая аренда доказала конкурентоспособность

Лизинг расширил возможности. Финансовая аренда доказала конкурентоспособность

1952
Дмитрий Бардачев

Динамика рынка определялась по агрегированным данным продаж производителей и импортеров, входящих в комитет производителей дорожно–строительной и спецтехники АЕБ, которые, как оценивают здесь, контролируют около 80% всего российского рынка. За первое полугодие 2019 года они совокупно реализовали 5731 единицу техники.

На пике спроса

Темпы роста спроса на новую технику для строительства дорог замедляются второй год подряд.

"Отложенный покупательский спрос в основном удовлетворен, рынок почти насытился. Поэтому уже можно говорить, что уровень продаж при текущих экономических условиях находится на максимуме. Эта же тенденция характерна и для других отраслей, например, автомобильный рынок уже пребывает в стадии спада спроса", — констатирует Евгений Римский, менеджер по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia.

Рынок дорожно–строительной техники (ДСТ) в Петербурге во II квартале 2019 года показал незначительный рост. "В отдельных сегментах покупатели наращивали базу материальных активов, покупая новую спецтехнику взамен устаревшей. Наибольшим спросом пользуются фронтальные погрузчики — в этом сегменте хорошо себя показали китайские производители. Продажи гусеничных экскаваторов выросли незначительно", — добавляет Евгений Римский.

По данным АЕБ, наиболее активно в этом году прирастали сегменты фронтальных колесных погрузчиков (+23%) и гусеничных тракторов (+22%). А крупнейший сегмент гусеничных экскаваторов демонстрирует слабый рост (+4%).

Конкуренция вышла за пределы региона. Дилеры коммерческого транспорта делают ставку на сервис

Конкуренция вышла за пределы региона. Дилеры коммерческого транспорта делают ставку на сервис

9972
Дмитрий Бардачев

Продажи мини–экскаваторов существенно выбиваются из общего тренда — падение в этом сегменте по России составляет около 30%, отмечает Сергей Харитонов, коммерческий директор JCB Russia. "Полагаю, что в первую очередь это обусловлено неоправданно высоким утилизационным сбором на этот вид техники: при относительно небольшой общей стоимости машины утилизационный сбор на некоторые модели мини–экскаваторов составляет более 20% от их стоимости", — считает эксперт.

"Мелкая строительная и коммунальная техника, такая как мини–экскаваторы и мини–погрузчики, составляющая львиную долю продаж в развитых европейских странах, пока еще только начинает завоевывать отечественный рынок, обладающий огромным потенциалом в этой области. Например, российский рынок мини–экскаваторов почти в 10 раз меньше немецкого, и нам хотелось бы видеть в РФ более значительное сокращение использования ручного труда", — рассчитывает Дмитрий Шолгин, эксперт по коммуникациям "Ферронордик Машины" (официальный дилер Volvo Construction Equipment).

В основном технику сегодня покупают арендные предприятия и небольшие строительные компании с парком не более 10 единиц. Участники рынка объясняют это уменьшением числа долгосрочных контрактов.

"Особо чувствительны к повышению цен небольшие арендные компании — их число существенно сократилось после введения утилизационного сбора. Как следствие, на рынке выросли арендные ставки, что увеличило бюджет строительных объектов и явилось дополнительным сдерживающим фактором для интенсивного развития индустрии", — комментирует Сергей Харитонов.

Пряник и кнут

В 2017 году Минпромторг РФ запустил программу субсидирования лизинга дорожно–строительной и прочей спецтехники российского производства. В этом году размер господдержки по данной программе составит 2,1 млрд рублей.

При этом Минпромторг рассматривает очередное повышение ставки утилизационного сбора, который был введен для самоходных машин в феврале 2016 года. "Если это произойдет, то большое количество машин станет недоступно основной массе потребителей. С учетом того что утильсбор на средний экскаватор составляет уже 1 млн рублей, дальнейшее его увеличение ознаменует собой неминуемое падение рынка", — убежден Андрей Комов, председатель комитета производителей дорожно–строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса, генеральный директор Volvo CE Russia.

"В таком случае как импортная, так и "недостаточно локализованная" техника будет дорожать. Возможно, каким–то производителям проще будет свернуть местное производство и перейти на импорт, поскольку объем российского рынка в мировых масштабах сейчас крайне мал и роста уже не показывает. Потребителю же придется изыскивать дополнительные средства и переплачивать или же покупать только отечественную технику", — ожидает Евгений Римский.

Программы господдержки производителей отечественной техники недостаточно эффективны. Покупатели продолжают голосовать рублем за высокопроизводительную технику мирового уровня, даже если она обременена огромным утилизационным сбором.

"За первое полугодие рост местного производства у иностранных производителей, практически не получающих никаких субсидий и компенсаций, составил около 26%. У отечественных производителей, пользующихся всевозможными субсидиями и практически не платящих утилизационный сбор, наблюдается падение на более чем 10%, — сравнивает Андрей Комов. — При этом иностранных производителей вынуждают создавать в России производство с практически 100%–ной локализацией. Однако объем рынка слишком мал для того, чтобы локализация в том объеме, который предусматривается постановлением правительства №719, была экономически оправданной".

Так, глобальный рынок ДСТ в 2019 году составит примерно 1 млн машин, российский рынок — 10 тыс. машин, или 1% мировых продаж.

Некоторые иностранные производители не готовы повышать уровень локализации в России. "Наша компания по объективным причинам не имеет статуса российского производителя и не участвует в программах государственной поддержки. Связано это с тем, что в корпорации Komatsu высокотехнологичные операции по производству сложных компонентов делают централизованно — на материнских заводах, расположенных преимущественно в Японии", — объясняет Василь Ужаев, руководитель департамента регионального маркетинга ООО "Комацу СНГ". В настоящее время его компания собирает гусеничные экскаваторы среднего класса и карьерные самосвалы грузоподъемностью 91 т на своем заводе в Ярославле.

Прогнозы

По прогнозам "Комацу СНГ", рынок ДСТ по итогам 2019 года вырастет на 5,6% по России и на 6,4% по СЗФО. "Если проанализировать бюджет и планы правительства по объемам дорожного и общего строительства в Петербурге, то нет причин прогнозировать значительный рост продаж ДСТ в этом регионе", — говорит Евгений Римский.

Ужесточение мер госрегулирования в целом негативно скажется на состоянии рынка в России. "Остается надеяться, что правительство разумно подойдет к размерам утилизационных сборов. Можно его бесконечно повышать и тем самым "убивать" рынок техники, сдерживая развитие индустрии и сокращая рабочие места, а можно собирать тот же доход от утилизационного сбора при его меньшем размере в пересчете на машину, но за счет большего количества техники на рынке и при этом не препятствовать строительству дорог и других инфраструктурных объектов", — считает Сергей Харитонов.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама