Толпа как угроза. Какие потери понесут банки после принятия закона о краудфандинге

Автор фото: vostock-photo

Банки столкнутся с конкуренцией со стороны интернет–площадок после принятия закона о краудфандинге

Закон о краудфандинге (привлечение заемных средств или коллективное финансирование с помощью интернет–площадок) вступит в силу с 1 января 2020 года. Он значительно увеличит число участников рынка кредитования субъектов малого и среднего бизнеса (МСП), на котором ранее традиционно были сильны банки.

Упорядочивание базы

О необходимости законодательного урегулирования рынка привлечения инвестиций небанковскими организациями участники говорили пару лет. После нескольких чтений на момент подписания президентом закон № 259–ФЗ потерял термин "краудфандинг", однако взамен в нем были расширены понятия "инвестиционная платформа", "утилитарные цифровые права", "цифровое свидетельство".
"Сам факт регулирования индустрии снимает множество вопросов у частных инвесторов — от психологического недоверия до введения реестра платформ, — поясняет Иван Васильев, замглавы краудлендинговой платформы Penenza. — Кроме того, законопроект стимулирует выход на рынок крупных игроков — системообразующие банки давно обратили внимание на "толповые" займы".
Типичные пользователи краудфандинговых платформ — представители малого и среднего бизнеса, которые по различным причинам не могут или не успевают получить финансирование в классическом коммерческом банке.
"Компания поставляет пищевые ингредиенты на предприятия пищевой промышленности. Их нужно сначала купить, потом хранить на складе. Затем доставить до пищевого комбината, который оплатит поставку через 40–50 дней, когда сам получит деньги от магазинов, — рассказывает Алексей Зенин, исполнительный директор Fan.Money. — В итоге у компании хорошие обороты, а залогов (складов или автотранспорта) нет, поэтому банки готовы ее кредитовать не более чем на 10% от оборота. Остальное она берет в виде займов у инвесторов нашей платформы".
Сегодня на рынке существует более десятка платформ, работающих в сегментах p2b (peer– to–business, в переводе с англ. — "от пользователя к бизнесмену"). До вступления закона в силу Банк России не регулирует рынок взаимного кредитования: площадки могут действовать без лицензии, так как формально кредиторами на них выступают физические или юридические лица, а не сама площадка. Тем не менее большинство из них получили статус микрокредитных компаний, а некоторые и вовсе действуют от имени создавших их банков.
С января 2020 года Банк России будет регулировать рынок взаимного кредитования. Оператор инвестиционной платформы должен будет войти в спецреестр, появляется и требование к его капиталу (не менее 5 млн рублей).
В обязанности оператора входит раскрытие правил инвестплатформы на своем сайте, а также идентификация инвесторов и получателей финансирования. Уже действующим площадкам на приведение своей деятельности к нормам закона дано полгода.

Точка отсчета

По данным Банка России, задолженность перед банками петербургских предприятий МСП, в том числе индивидуальных предпринимателей, за 7 месяцев 2019 года выросла на 4%, до 259,6 млрд рублей. Актуальных данных о задолженности перед краудфандинговыми платформами ЦБ РФ не раскрывает, по итогам 2018 года цифры составляли 15 млрд рублей в целом по России.
По оценкам участников рынка, рынок взаимного финансирования краудфандинговыми площадками ежегодно будет прирастать не менее чем на 30%. По итогам 2019 года его объем вырастет до 20 млрд рублей, по итогам 2020 года — до 26 млрд рублей.
Как правило, все площадки работают на рынке тендерных займов: индивидуальные предприниматели и малый бизнес ищут альтернативные пути для финансирования заявок в тендерах или аукционах на оказание госуслуг.
Привлечение коллективных инвестиций обходится дороже, чем банковские кредиты (до 25% годовых против средних банковских 18% годовых в рублях). При этом за последний год наметилась тенденция на удешевление стоимости инвестиций на краудфандинговых площадках.
"Появление на рынке новых игроков и увеличение активности старых вынуждает рынок смягчать условия кредитования. Так, средняя стоимость займа для МСП снизилась относительно прошлого года на 23%, — говорит Павел Сологуб, генеральный директор МФК "До зарплаты" (проект NOVA). — Если экономическая ситуация будет стабильной, можно спрогнозировать дальнейшее снижение ставок до 18,5% годовых к середине 2020 года".

Горизонты роста

Опрошенные "ДП" участники рынка отмечают, что за год в 1,5–2 раза выросло количество обращений на краудфандинговые платформы со стороны как инвесторов, так и заемщиков. Также в 1,5 раза в среднем выросла и средняя сумма займа, предоставляемая платформами.
Эксперты объясняют это тем, что за последнее время банки ужесточили требования к заемщикам, что привело к росту количества "отказников" и к снижению среднего размера кредитов в банках. С другой стороны, для МФО ЦБ РФ повысил верхний порог займов для бизнеса с 3 млн до 5 млн рублей, что позволило им увеличить лимиты кредитования.
Задолженность МСП перед банками по стране на начало августа текущего года достигла 4,4 трлн рублей. Сегодня инвестплатформы занимают менее 1% рынка. Объем неудовлетворенного спроса они оценивают в 1 трлн рублей. На рынке потребкредитов МФО занимают 7–10%, подобную долю они попытаются захватить и на рынке займов для МСП.
Банк России ведет планомерную политику стимулирования МФО к выдаче займов субъектам малого и среднего бизнеса и сокращению доли "займов до зарплаты" физлицам. Многие МФО в прошлом году начали тестировать работу с ИП и юрлицами. Вместе с тем, поскольку МФО получили обязательство сдавать отчетность в СРО только в текущем году, объективно мы пока не можем оценить, насколько успешно им это удалось. Во II квартале текущего года мы видим незначительный рост по всем ключевых показателям сегмента в сравнении с I кварталом. Но вместе с тем он обусловлен все–таки работой некоммерческих МФО (так называемых региональных фондов поддержки предпринимательства), а не частными компаниями. Среди них по–прежнему не так много игроков, работающих с предпринимателями.
Елена Стратьева
директор СРО "Мир"
Объем небанковского кредитования динамично растет, что продиктовано высоким спросом со стороны бизнеса. Особенно быстрорастущим сегментом является краудфандинг. На рынке появляются новые игроки, интересные проекты, в рамках которых краудфандинг сочетается с мерами господдержки. Кроме того, многие крупные банки интересуются краудфандингом как дополнительным каналом продаж. Большинство клиентов уже понимают, чем данный вид финансирования отличается от банковского кредитования.
Алексей Басенко
генеральный директор Simplefinance