Неожиданные повороты порой происходят в истории разных уголков Петербурга. И речь об изменении не только внешнего облика, но и самого духа. Яркий тому пример — Гавань Васильевского острова. Долгие годы находившийся на отшибе обособленный район за последние десятилетия стал одним из центров культурной жизни города, где хотят жить люди. Но камерность и уют этого уголка Северной столицы сохраняется, несмотря на все перемены. "ДП" рассказывает о прошлом и настоящем этого места на карте города.
История Гавани — части Васильевского острова, выходящей к морю, — уходит еще в Петровские времена. В начале XVIII века на отдалении от основной части острова, за заболоченным лесочком, начали строиться склады, казармы и эллинги Галерной верфи. Со временем рядом сложился прибрежный район, где селились моряки и портовые работники. Долгое время Гавань считалась отдаленной окраиной — в черту города она вошла только в начале XIX века, а первые большие каменные здания там стали строить еще через 100 лет.
Сегодня Гавань -— обжитой район Петербурга. Несмотря на близость к центру города, он сохранил свою некоторую обособленность и тишину. Сегодня границы района удобнее всего определить территорией одноименного муниципального округа: улица Нахимова на севере, территория завода "Севкабель" на юге, Смоленское кладбище и 25-я линия Васильевского острова на востоке. С запада Гавань, как и следует из названия, омывает Финский залив.
Жилые кварталы в этом районе чередуются с многочисленными садами и скверами. Застройка Гавани представляет собой смесь из всех архитектурных стилей XX века. Здесь можно встретить особняки и доходные дома дореволюционных времен, монументальные сталинки, а также пятиэтажки и позднесоветские здания. Возводятся и новые жилые комплексы. Расскажем же обо всех интересных достопримечательностях по порядку.
Градостроительный эксперимент начала века
Одной из первых значительных построек района стал Гаванский рабочий городок. По современным меркам его можно сравнить с жилым комплексом. Пять домов были построены на Малом проспекте в 1903 году по инициативе ученого-юриста Дмитрия Дриля. Появление этих зданий было своего рода социальным экспериментом — квартиры сдавались рабочим по цене на 30% ниже, чем на остальном Васильевском острове. Помимо жилых корпусов при городке были устроены ясли, школа, столовая, магазин, амбулатория, библиотека и лекционный зал.
Помимо социальной значимости проекта, Гаванский рабочий городок стал и прорывом в петербургском градостроительстве. Если традиционно дома возводили вплотную друг к другу по периметру участка, в этом комплексе здания были поставлены отдельно, что позволило создать между ними уютные зеленые дворы в противовес привычным уже темным колодцам. Таким образом, квартал стал прототипом советских жилмассивов.
Еще одной особенностью этого квартала является едва ли не первый стрит-арт-объект в нашем городе. На брандмауэре одного из корпусов городка в начале 1980-х годов появилось 15-метровое изображение Будды, как сегодня принято говорить — мурал. Его создателями были студенты Мухинского училища. Работа заняла почти полгода. Художники рисовали граффити в старинной технике, которой пользовался еще Леонардо да Винчи — краски клали на сырую штукатурку. Такой рисунок не трескается со временем и не тускнеет — уже почти 40 лет Будда продолжает удивлять гостей Гавани.
Рукотворный уголок природы
Несмотря на близость Финского залива, благоустроенных набережных в Гавани почти нет. В связи с этим одним из мест для тихого отдыха на природе для василеостровцев стала Галерная гавань, подходить к которой удобно с улицы Нахимова.
Протяженный водоем был создан искусственно еще в начале XVIII века. Автором инженерного сооружения стал, ни много ни мало, сам Доменико Трезини. Сначала там была стоянка боевых кораблей — галер, в XIX веке в гавани испытывали технику для флота, а позднее — гидросамолеты. Позднее участок на берегу залива был передан Невскому яхт-клубу. На его углу в 1910 году была установлена красивая беседка работы архитектора Александра Кенеля, которая сохранилась по сей день.
Привлекает к себе внимание и высокая водонапорная башня на берегу гавани. Она была построена в конце XIX века для нужд находившегося поблизости Пироксилинового завода, где делали взрывчатые вещества для мин и торпед. Долгие годы объект не используется по назначению и находится в частной собственности. Несколько лет назад владелец башни даже объявлял конкурс на лучшую идею по ее применению. Победитель должен был получить сооружение в бесплатную аренду. Участники предлагали открыть там галереи и даже оборудовать жилые лофты, но подходящий съемщик так и не нашелся.
Неподалеку от башни, у самой воды находится другой объект, признанный памятником всероссийского значения. Это паровой кран. Он был установлен там в середине XIX века для того, чтобы поднимать на берег испытываемые в гавани суда. Старинная конструкция является редким для Петербурга примером, когда инженерное сооружение, а не здание, состоит под государственной охраной.
Уголок Византии
Другая историческая постройка в Гавани — храм Милующей иконы Божией Матери на Большом проспекте. Строительство церкви по проекту Василия Косякова было завершено в 1898 году. Здание выполнено в византийском стиле и своими формами и отделкой даже напоминает Софийский собор в Константинополе. В 1930-е годы приход закрыли, а помещение отдали учебному отряду подводного плавания. В центре церкви была сооружена башня-тренажер для водолазов, являвшаяся крупнейшим таким сооружением в СССР. Также в храме установили торпедный аппарат и барокамеры, в алтаре устроили бассейн.
В 2012-м здание вернули Епархии, там возобновились службы и началась подготовка к реставрации. Сейчас храм стоит в лесах. Подрядчику предстоит отремонтировать фасад и кровлю, восстановить лепнину, сделать гидроизоляцию, а также демонтировать оборудование, оставшееся от водолазной базы.
Новый дом в старом районе
Помимо исторических зданий в Гавани ведется и новое жилое строительство. Это стало возможно в том числе и из-за начавшего редевелопмента многочисленных предприятий. Крупный жилой комплекс появился на месте бывшего автобусного парка на Наличной улице, сразу несколько домов построили в квартале между Средним и Малым проспектами. Один из них — жилой комплекс бизнес-класса The Residence от компании Setl Group. Проект, состоящий из двух небольших домов, уже завершен, а квартиры заселены. Комплекс, построенный в современном стиле, очень удачно вписался в перспективу Малого проспекта.
Жилой комплекс расположен очень удачно. Он находится в тихом историческом районе, при этом окружен новостройками бизнес-класса, что способствует благополучному и стабильному социальному составу жителей. Несмотря на некоторую отдаленность и изолированность Гавани, расстояние от The Residence до ближайшей станции метро "Василеостровская" — меньше 2 км, а в ближайшие годы рядом откроется и станция "Горный институт", путь до которой будет занимать меньше 10 минут спокойным шагом. Также в относительной близости от комплекса находится выезд ЗСД, позволяющий быстро добраться на автомобиле в разные концы города, не ориентируясь на график разводки мостов.
С точки зрения инфраструктуры в этом районе тоже все благополучно — вокруг есть много школ и лицеев, детских спортивных школ и секций, а в самом The Residence работает частный детский садик для маленьких жителей. Неподалеку расположен ряд магазинов, например супермаркет "Лента", чуть подальше — торгово-развлекательный комплекс "Шкиперский молл". У станций метро "Приморская" и "Василеостровская" много ресторанов и кафе на любой вкус и кошелек.
Культурная страничка истории
Последние годы Гавань стала новой культурной точкой на карте города. Первой ласточкой в этом направлении развития стал кинотеатр "Прибой" на Среднем проспекте, куда в 2004 году переехал Центр современного искусства им. Сергея Курёхина, где проводились международные музыкальные фестивали, выставки и кинопоказы. Сейчас здание реконструируют, чтобы оно смогло принимать больше гостей.
В 2010 году в бывшем здании Всесоюзного НИИ синтетического каучука, что на 29-й линии, разместился частный музей современного искусства "Эрарта". В коллекции около 3 тыс. работ художников из России и других стран, постоянно проходят выставки и другие мероприятия. В 2013 году музей вошел в список 10 лучших музеев России по мнению пользователей TripAdvisor.
Новейшим местом культурного отдыха в Гавани стала активно развивающаяся площадка "Севкабель Порт" на Кожевенной линии. На территории завода "Севкабель" разместилось множество баров и ресторанов, проходят маркеты, концерты и выставки. Изюминкой же проекта стала благоустроенная общедоступная набережная Финского залива, которая полюбилась и гостям пространства, и жителям Гавани. Кстати, с недавних пор оттуда можно уплыть на теплоходе прямо к Медному всаднику.
С недавних пор в Гавани базируется и независимый лейбл Post–Materialization Music — единственный из нашей страны попавший в список самых интересных музыкальных издательств по версии журнала Guardian. Самое примечательное, что его основатель Сергей Ефремов решил переехать на Васильевский остров, почти 30 лет прожив в столице.
"В какой-то момент я осознал, что Москва — это город, который обесценивает личность, индивидуальность там не в почете. При переезде в Петербург я не раздумывая выбрал для жизни именно Гавань, — рассказал “ДП” Ефремов. — Это почти центр, но здесь гораздо спокойнее, нет бесконечных машин, пробок, суеты. Но и в моем районе есть все что нужно, в принципе отсюда можно не уезжать. Даже приобрести новые контакты по работе. К примеру, однажды я случайно зашел в “Севкабель Порт”, а там выступала известная диджей Нина Кравиц. Мне очень понравилась музыка, и вскоре мы договорились об издании ее релиза на моем лейбле".
Рассказ о жилом комплексе The Residence продолжает серию публикаций на сайте dp.ru, посвященных жилым комплексам Setl Group. В этом году холдинг отмечает 25-летие, за годы его работы на рынке недвижимости построено более 200 жилых домов. Мы выбрали из них 25 наиболее примечательных объектов — как строящихся, так и уже построенных, — которые оказали влияние на развитие города в целом, на формирование городской среды. Эксклюзивным брокером выступает "Петербургская недвижимость".