Россиянам, которые за год проезжают меньше 5,3 тыс. км (7,5 поездки из Петербурга в Москву), ездить на такси в перспективе 10 лет выйдет дешевле, чем купить и использовать личный автомобиль, говорится в исследовании банка HSBC. Россия оказалась на первом месте по величине этого расстояния среди крупнейших стран мира.
Так, для того чтобы автомобиль стал выгодной покупкой в Индии, владельцу авто достаточно проезжать 2731 км в год, в Великобритании — 1184 км в год, в США — 1102 км, а в Германии, где личный транспорт выгоднее всего среди указанных стран, — всего 811 км. По степени распространенности приложений вызова такси Россия занимает третье место в мире. Они установлены у 45% населения. Больше — только в Китае (51%) и Мексике (46%).
Расчеты эксперты проводили на базе автомобиля Toyota Camry в каждой конкретной стране. В анализе учитывались расходы на топливо и обслуживание машины, средние цены на такси, а также уровень доходов жителей. Аналитики полагают, что ситуация объясняется относительно высокой стоимостью покупки машины для россиянина на фоне сравнительно недорогого такси.
Аналитики подсчитали, что в России цена поездки на такси в среднем на 75% меньше, чем в США, а годовая стоимость владения автомобилем — в среднем только на 30% меньше. Средняя стоимость одной поездки на такси составляет около 130 рублей по России и около 350 рублей в Москве. "Таким образом, в России цены на такси пропорциональны доходам, а цены на автомобили не пропорциональны", — пояснили "Коммерсанту" в HSBC.
Цены на такси в России удерживает конкуренция на рынке, она сохранится даже в случае образования явного лидера с рыночной долей больше 20%. Это, например, может произойти после покупки "Яндекс.Такси" активов группы "Везет", отмечает издание. На степень конкуренции влияет также доля серого рынка. Она в среднем составляет около 50%. Кроме того, в России во многих регионах плохо развит общественный транспорт, а это повышает спрос на такси. Благодаря большой аудитории сервисы такси в РФ могут позволить себе более низкие цены.
Руководитель кластера Sharing Economy Российской ассоциации электронных коммуникаций Антон Губницын отметил, что HSBC сравнивает владение автомобилем не только с такси, но и с сервисами попутчиков, такими как BlaBlaCar. Они являются некоммерческими по своей сути: в них не оплачивается труд водителя, а только компенсируется часть расходов на топливо. При такой методике выгода отказа от личного автомобиля становится еще более ясной, отмечает эксперт.