Виталий Алексеев Все статьи автора
25 июля 2019, 16:56 1364

"Нас ждут ценовые войны олигополий": как рынок ответил на сделку Сбербанка и Mail.ru Group

Фото: РИА Новости

Сбербанк и Mail.ru Group договорились создать совместное предприятие на базе Delivery Club и "Ситимобил" с инвестициями до 64 млрд рублей. Аналитики и участники рынка ждут ожесточенную борьбу Mail.ru Group с "Яндексом" на рынке такси и food-tech, которая обернется обвалом маржинальности для них и карнавалом щедрости для клиентов. Такси и доставка еды, как ожидается, станут еще доступнее и качественнее, в том числе в регионах.

Сбербанк и Mail.Ru Group (MRG) объявили о планах создать совместное предприятие стоимостью свыше 100 млрд рублей. Компания, как говорится в совместном пресс-релизе, станет ведущей российской платформой o2o-сервисов (online-to-offline) в сфере еды и транспорта на рынках, объем которых превысит 1 трлн рублей на горизонте 3 лет, с ожидаемым среднегодовым ростом более 30%. Партнеры получат в СП равные доли — по 50%.

"Им уже неудобны гипермаркеты": в Петербурге доставка еды выросла вдвое

"Им уже неудобны гипермаркеты": в Петербурге доставка еды выросла вдвое

23711
Виталий Алексеев

Обязывающее соглашение планируется заключить осенью 2019 года, после одобрения сделки регуляторами. Совет директоров СП будет включать по три представителя сторон, а также одного независимого директора. Акции Сбербанка и "Яндекса" показали рост в пределах 1%, GDR Mail.ru Group на открытии торгов на Лондонской бирже выросли более чем на 3%.

Без конфликта интересов

По условиям сделки Mail.Ru Group внесет в СП 100% Delivery Club, 22,69% "Ситимобил", свои инвестиции в "другие компании этих индустрий", а также 7,7 млрд рублей деньгами сразу и еще 5,1 млрд рублей — через 12 месяцев в случае выполнения KPI. Сбербанк — 38 млрд рублей деньгами и свою долю в ресторанном сервисе Foodplex (35%), а также до 18 млрд рублей через 12 месяцев в случае выполнения KPI. Сервисы платформы будут интегрированы в экoсистемы Сбербанка и Mail.ru Group и "расширят спектр качественных услуг, покрывающих ежедневные потребности клиентов".

Сбербанк и Mail.ru Group также допустили привлечение внешних инвесторов в проект, в том числе через публичное размещение акций (IPO). Таким образом, MRG в лице сервиса такси "Ситимобил" ответил на покупку "Яндекс.Такси" регионального агрегатора "Везет": "Яндекс.Такси" ранее заявил о подготовке к IPO, а также продолжил экспансию на рынке food-tech с подразделением "Яндекс.Еда". Сбербанк подписывает соглашение с Mail.ru Group на фоне слухов об интересе к покупке Ozon и разрыве партнерства с "Яндексом".

В итоге госбанк после закрытия сделки с Mail.ru Group станет совладельцем активов трех крупнейших компаний Рунета: в прошлом году банк основал СП с "Яндексом" на базе "Яндекс.Маркета", а в апреле купил 46,5% акций Rambler Group. Аналитики и участники рынка видят в действиях Сбербанка попытку удачно конвертировать рекордные прибыли в разных проектах и стать единым цифровым оператором. Борьба "Яндекса" и Mail.ru Group для клиентов обернется падением цен на услуги такси и доставки еды, уверены они.

Первый зампредседателя правления Сбербанка Лев Хасис заявил на телефонной конференции, что банк не видит конфликта интересов в партнерстве с "Яндексом" на фоне создания совместной платформы с Mail.ru Group. "Мы не видим конфликтности по отношению к партнерству с "Яндексом", — сказал он. Хасис подчеркнул, что Сбербанк "с огромным уважением относится к "Яндексу", и выразил сожаление, что на рынке есть множество попыток " вбить клин" в отношения между компаниями.

Аппетиты доставки растут. Что происходит на рынке доставки еды

Аппетиты доставки растут. Что происходит на рынке доставки еды

3190
Анастасия Жигач

Операционный и финансовый директор "Яндекса" Грег Абовский, в свою очередь, отметил, что компания с самого начала строила взаимодействие со Сбербанком как долгосрочное взаимовыгодное партнерство и остается верна этим принципам. "Мы рассчитываем на такое же отношение и со стороны Сбербанка", — сказал он.

Гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев заявил, что стороны в рамках СП по вопросу брендов будут исходить из общей пользы для пользователей, акционеров и суммарной эффективности маркетинговых расходов. "На данный момент с точки зрения брендов у нас нет каких-то определенных решений. Те бренды, которые есть уже, — и в активах, которые вносит Mail.ru Group, и в активах, которые вносит Сбербанк, — обладают достаточно большой силой, узнаваемостью и привлекательностью", — подчеркнул гендиректор Mail.ru Group.

Нормальная история банка

Соглашение Сбербанка со второй крупнейшей компаний Рунета вопреки давнему партнерству с "Яндексом" почти не отразилось на их биржевых котировках. Акции Сбербанка и "Яндекса" показали рост в пределах 1%, GDR Mail.ru Group на открытии торгов на Лондонской бирже выросли более чем на 3%, но позже снизились до уровня закрытия торгов 24 июля. Аналитики не ждут фундаментальных изменений и в среднесрочной перспективе.

В "Альпари" считают, что из акций трех указанных эмитентов самые большие долгосрочные перспективы у обыкновенных акций Сбербанка. "Наша целевая цена на июнь 2020 года по этой акции — 270 рублей, и мы рекомендуем "покупать" эти бумаги, так как их потенциал роста к сегодняшней цене — более 17%. Акции "Яндекса" и группы Mail.Ru мы бы рекомендовали "держать", в ближайшие несколько месяцев мы полагаем, что они не подорожают больше чем на 5-8% от сегодняшних цен", — пояснили аналитики. По их словам, сделка может оказать на эти три акции очень умеренное воздействие в краткосрочном аспекте (в течение нескольких дней): это может быть небольшой (менее процента) рост бумаг Сбербанка и Mail.Ru и такое же умеренное снижение акций "Яндекса".

Вадим Кравчук, эксперт ИФК "Солид", предположил, что Сбербанк изначально хотел инвестировать в аналогичные сервисы Яндекса, но либо цена входа была слишком высокой, либо Яндекс стратегически сам будет развивать эти направления. "После создания совместного предприятия конкуренция в сфере доставки еды и такси должна обостриться, что создает некоторое давление на Яндекс и открывает новые возможности для Mail.ru, акции которой имеют хорошие шансы на рост", - считает аналитик.

Для Сбербанка это слишком маленький проект, чтобы влиять на оценку его капитализации, подтверждает ведущий аналитик инвесткомпании "Финам"Леонид Делицын. Он отмечает, что соглашение доказывает серьезность планов Сбербанка стать "чем-то большим, чем банком, стать одним из основных операторов цифрового общества". Положение Mail.ru Group на бирже особо не поменяется, поскольку их акции торгуются в Лондоне, их бумаги не настолько ликвидны, их нет на руках тех инвесторов, которые реагируют на информационный фон, добавляет Делицын. Аналитик отмечает, что бумагами Mail.ru Group "торгуют по уставу, но в целом для них это позитивная новость, они пойдут в рост". "Для "Яндекса" сказать сложно, но акции поисковика сейчас стоят дорого, потому не стоит исключать снижения, однако незначительного, на уровне 2-3%", — резюмирует аналитик "Финама".

Для Сбербанка сделка с Mail.Ru уже не первый опыт инвестиций в технологический сектор, напоминают в "Альпари". В настоящее время многие банки инвестируют в высокие технологии и непрофильный бизнес, это нормальная история. Нормальной историей также является выход крупного инвестора из капитала какого-либо проекта, который вышел на окупаемость. Так что вряд ли можно говорить, что банк разорвал отношения с одним партнером, предпочтя ему другого, просто речь идет об инвестициях в капитал выгодных проектов на стадии их роста и последующем выходе из них, когда проект становится "зрелым", считает Наталья Мильчакова, заместитель руководителя информационно-аналитического центра "Альпари".

Поделить рынок к 2020 году

Конкуренция на рынке услуг такси и food-tech в крупных городах всегда достаточно высока, но чем больше рынок консолидируют в своих руках крупнейшие игроки, тем больше предпосылок для конкурентных войн, как правило, самые жесткие ценовые войны у олигополий, то есть когда на рынке действует ограниченное количество игроков. В принципе, если такие конкурентные войны приведут к снижению цен на услуги такси и доставки еды, от этого выиграет потребитель, уверены в "Альпари".

Говорить про начало войны не стоит, это сделка, новость только про усиление конкуренции, отмечает Борис Овчинников, сооснователь аналитического агентства Data Insight. Он подчеркивает, что финансовые возможности Сбербанка увеличивают силу и потенциал всех проектов, которые входят в совместное предприятие. "Эта новость про усложнение конфигурации рынка, особенно с учетом активов Rambler Group и слухов о слиянии Сбербанка с Ozon. Фактически мы получаем переплетенную схему партнерства, которая значительно развивает большой сектор экономики. Главных изменений стоит ожидать в регионах, это города второго и третьего эшелона. В конечном счете это скорее история про соотношение игроков на рынке, чем про его взрывной рост", — считает аналитик.

Ведущий аналитик инвесткомпании "Финам" Леонид Делицын уверен, что подписанное соглашение имеет важнейшее значение для рынка. По его мнению, сделка, если она состоится, чрезвычайно ускорит консолидацию на рынке такси и на рынке доставки еды. "Так, консолидация рынка широкополосного доступа в интернет длилась около 15 лет и завершается только сейчас в руках крупнейших операторов, а рынок такси и фуд-теха окажется в руках двух крупнейших игроков примерно к 2020 году, то есть будет консолидирован в течение 3 лет с момента зарождения", — прогнозирует аналитик "Финама".

Он подчеркивает, что это важная и тревожная тенденция для России и для всего мира: IT-монстры (Google, Amazon, Microsoft, Apple) и "Яндекс" с Mail.ru Group "поглощают любую перспективную отрасль и сегмент рынка". "Это дает основания полагать, что все значимые инновационные направления в экономике будут по той же схеме монополизированы группой игроков. Но для клиентов это позитивные изменения в краткосрочной перспективе: они быстро получают качественные услуги. В этой сделке Сбербанк обещает инвестировать миллиарды немедленно. И эти деньги достанутся нам, потребителям, через качество услуг, снижение цены и выход в регионы", — поясняет Делицын.

Побеждает потребитель

Это знаковая, большая сделка для рынка и теперь весь вопрос в том, когда ее окончательно закроют и начнут интеграцию экосистем, рассказал топ-менеджер, участник сделки, знакомый с ходом переговоров. Он заявил, что "война между IPO такси "Яндекса" и Mail.ru Group — это домыслы, никакой конкретики пока нет и все меняется очень быстро". Для клиентов эта сделка однозначно принесет снижение цены на услуги, для компаний, соответственно, это снижение маржинальности бизнеса для двух сегментов, добавил он.

"В России при снижении покупательной способности цена является ключевым драйвером, и на этом будут играть конкуренты. В конечном итоге, когда заявлены такие бюджеты, стоит ждать еще большего количества спецпредложений — скидки, акции, купоны. Для конечного потребителя будет временное снижение стоимости услуг. Бизнесы просто заплатят за это своим маркетингом", — подчеркнул источник.

Топ-менеджер одного из подразделений "Яндекса" подтвердил, что на первом этапе клиенты будут получать "бенефиты от столкновения корпораций", но для самих корпораций это "убытки от нового витка конкуренции" и весь вопрос в том, как много денег компании готовы "вбросить на эти сегменты". "Mail.ru Group не смирилась с тем, что потеряла рынок такси, и с помощью Сбера намерена пойти в масштабное наступление. Она проигрывает и в еде, и в транспорте и делает ответный ход, который, нужно понимать, в конечном счете негативно скажется на партнерстве банка с "Яндексом", — отметил топ-менеджер.

Алексей Федоров, управляющий партнер ГК "220 Вольт", глава комитета по торговле общественной организации "Деловая Россия", подчеркивает, что безусловную пользу от сделки Сбербанка с Mail.Ru получат именно потребители, клиенты экосистем, компании же обречены, по его мнению, на огромные убытки.

"Несколько огромных компаний будут вкладывать деньги, выбрасывать их на ветер, сжигать только для того, чтобы получить клиентскую базу. Сейчас речь будет иди не о бизнесе, не о зарабатывании денег в среднесрочной перспективе: Сбербанк, Mail.ru и "Яндекс" будут вбрасывать бюджеты, а курьеры будут ездить к нам бесплатно, доставка будет субсидироваться. С такими гигантскими бюджетами мы с вами дойдем до того, что пиццу за 300 рублей нам с доставкой привезут за 200 рублей. Сбербанк будет нам компенсировать 200 рублей только для того, чтобы мы купили пиццу у Delivery club", — прогнозирует Федоров.

По его словам, такой сценарий неизбежен в конкурентной борьбе с учетом вложений Сбербанка. "На рынок выбрасываются 60 млрд рублей на "Беру", потом 54 млрд рублей на СП с Mail.ru. Это неимоверные суммы, самой большой инвестицией на рынке до этого было $300 млн, которые Максим Ноготков, владелец "Связного", вложил в магазин Enter, это примерно 20 млрд рублей в текущей перспективе. Сейчас бюджеты на развитие втрое превышают докризисные рекорды", — напоминает экс-глава АКИТ. Он отмечает, что борьба будет идти за базу клиентов, как в свое время на телеком-рынке операторы воевали за ARPU (средний доход с активного пользователя). "Если новый проект Сбера с Mail.ru получит абонентскую базу больше, чем у "Яндекса", то его можно продать, тогда Сбербанк и окупит инвестиции", — считает Федоров.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама