Умные законы. Производители выступают за рискоориентированный подход к регулированию потребрынка

Автор фото: Евгений Лучинский/Фонд Росконгресс
Автор фото: Евгений Лучинский/Фонд Росконгресс

Стандартные схемы регулирования оставляют за бортом инновационные производства и не дают возможности для распространения продукции с пониженным уровнем риска для здоровья. О том, как внедрение рискоориентированного подхода ускорит развитие экономики, говорили участники сессии "Умное регулирование потребительского рынка" на ПМЭФ-2019.

Вопрос умного регулирования всегда упирается в то, что должен быть баланс между безопасностью продукции и развитием экономики, отметил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков. При этом безопасность должна, безусловно, стоять на первом месте. Особенно вопросы изменения подходов волнуют производителей продукции, которая наиболее зарегулирована, в частности производителей табака. Конечно, жесткость норм здесь связана с желанием сократить вред, который наносит потребителям курение.
Думают об уменьшении вреда этом и сами производители. Как рассказал президент аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России и Белоруссии Ашок Рам Мохан, 15 лет назад компании удалось добиться прорыва в создании продукции с пониженным риском, создав технологию нагревания табака IQOS. "Мы многое делаем, в том числе в России, для распространения идеи о том, что надо оценивать конкретный продукт с точки зрения рисков, а не объединять его с другими по формальному признаку в одну группу, для которой установлены нормы регулирования", - подчеркнул Ашок Рам Мохан. Но для того, чтобы выделить инновационные продукты в отдельную группу, необходимо провести тщательные исследования, доказывающие снижение риска, чем сейчас компания и занимается, в частности, вместе с российским Минздравом. От того, насколько умным будет регулирование табачного рынка, зависит и дальнейшая стратегия деятельности "Филип Моррис Интернешнл" в России. На сегодняшний день в создание мощностей по выпуску продукции с пониженным риском уже вложено 10 млрд рублей, 20% продукции, выпускаемой здесь, идет на экспорт. "Мы хотели бы увеличить объем инвестиций в два раза, но в том случае, если будут выработаны соответствующие подходы к регулированию", - подчеркнул Ашок Рам Мохан.
Сегодня вред от курения составляет 3,8% ВВП, отмечает директор Института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики" Лариса Попович. И хотя закон, ограничивающий курение табака, принятый в 2013 году, сыграл свою роль в снижении количества курильщиков, примерно с 2015 года этот процесс прекратился, поэтому надо искать новые пути снижения вреда от курения, которые наносят, в первую очередь продукты горения. "Использование любых технологий, которые снижают вред – благотворно", - подчеркнула она, отметив, что основная проблема заключается в отсутствии точных данных о том, насколько именно снижают вред альтернативные продукты, но то, что снижают – это уже доказано. В частности, в 24 странах мира они используются для терапии от привычки курить. Не подтверждаются и прогнозы, что некурящие люди, узнав о пониженном вреде, начнут курить. По статистике, 95% пользователей альтернативных продуктов переходят на них с обычных сигарет. "Если на продукцию с пониженным риском распространять общие правила, то есть запрещать рекламу, ужесточать использование устройств, отправлять людей в курилки, то это не будет умным регулированием, - говорит Лариса Попович, - нужно обеспечить потребителю возможность информированного выбора, который он будет делать на основе результатов научных исследований". А только запреты и ограничения не приведут к ожидаемому эффекту.
Заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы Леонид Огуль отметил, что, когда в 2013 году принимался закон о табаке, таких технологий еще не было, и за последние 6 лет они шагнули далеко вперед. "Законодательной и исполнительной власти надо перестроиться, - отметил он, - нужно внедрять дифференцированный подход". В частности, по его словам, необходимо внести изменения в таможенное законодательство, закон о рекламе. "Люди должны знать об имеющихся альтернативах, - подчеркнул Леонид Огуль, - но необходимо подключить научное сообщество и сформировать доказательную базу того, насколько это менее вредно".
При этом в конце мая в конце мая Минфин получил поручение добавить к подакцизным товарам электронные системы доставки никотина, что может увеличить их стоимость.
О том, что должно быть умное регулирование говорят и представители других рынков. Например, президент, главный исполнительный директор Carlsberg AS Кеес’т Харт отметил, что сейчас рынок пива регулируют 300 дополнений к основному закону и 35 подзаконных актов. При этом стоимость акцизной марки выросла на 18% за 10 лет. В результате рынок пива просел на 40%, а вот крепких напитков потребители стали пить больше. "Потеряла и отрасль, и государство", - отметил он, подчеркнув необходимость дифференцированного подхода на основе изучения реальных рисков.
У всех отраслей есть общий знаменатель, считает вице-президент Tedeschi Group Франческо Пансарди. И независимо от типа продукции, регулирование должно быть адаптивным, оно должно быть направлено на то, чтобы установить, какие риски существуют и их сократить. И в то же время должно способствовать построению рынка, где есть условия для роста свободной конкуренции.