И падать рады. Биткоин упал, но криптовалютное сообщество только радуется

Ведь для оптимистов хорошая просадка — это возможность закупиться дешевле.

На прошедшей неделе биткоин пробил уровень $9 тыс., но не смог развить наступление и быстро скатился вниз. На момент написания публикации за один биткоин давали $7783, эфир стоил $244, лайткоин — $103.

Отчего бы не упасть

На рынке опять говорят про манипуляции. Судя по всему, кто–то из "китов" смог вбросить биткоинов на $200 млн, просадив рынок, а потом хорошо закупился, всего за пару часов увеличив свое состояние на $15 млн.
Но были и другие факторы: например, в понедельник произошло крупнейшее в истории исполнение фьючерсных контрактов на биткоин, да и вообще консолидация после 60%–ного роста — это нормально, считает старший аналитик BestChange Никита Зуборев. "В долгосрочной перспективе, даже несмотря на текущую коррекцию, "бычье" ралли на рынке продолжается, пока нет никаких предпосылок для того, чтобы переживать о будущем первой криптовалюты", — говорит он.
"Хотя общий настрой весьма положительный, все происходящее маскирует достаточно неприятную правду о биткоине и практически всех альткоинах: они все еще под полным контролем спекулянтов, — говорит аналитик FxPro Александр Купцикевич. — Большинство участников рынка держат позиции либо краткосрочно спекулируют на курсах, тогда как "видение Сатоши" заключалось в том, чтобы тратить цифровые деньги на бытовые нужды".
Пока что 89,7% всей активности — это транзакции в сторону криптобирж, и лишь 1,3% сделок касались розничной торговли. "Неудивительно: кто станет платить за кофе биткоинами, если завтра цена может взлететь на десятки процентов", — добавляет эксперт.

Майнинг усложняется

Чем больше спрос на операции с биткоином, тем больше ресурсов требуют и связанные с ним вычисления. В результате сложность майнинга биткоина поднялась до нового исторического максимума (прошлый был в октябре 2018–го). Одновременно вырос и средний размер транзакционной комиссии. Сейчас он составляет порядка $4, но в последний день мая поднимался до $5,5.
На самом деле при больших суммах переводов это не так уж страшно. И вот доказательство. Ведущая биржа Binance 30 мая переместила биткоины на $1,26 млрд, а комиссия составила всего лишь $124. На новость тут же откликнулись сторонники цифровой валюты Ripple, которая была как раз придумана для банковских расчетов. Перевод 200 млн токенов XRP (на момент написания продавались по $0,46) стоил бы всего $9 и занял бы считаные секунды, объявили они.
Растут и доходности майнинга. Но значит ли это, что стоит снова бежать на цифровой базар и вкладываться в криптовалютные фермы? Эксперты говорят: лучше не надо.
"Все зависит от того, какое оборудование используется. Сейчас вкладывать средства в ферму рискованно. Происходит примерно то же, что и в 2017 году. Тогда при покупке майнера, пока он находился в пути, его доходность падала. Производители выжидали момент, когда сложность добычи достигала предела. Тогда они выставляли устройство на продажу, но, пока его доставляли в Россию или в Европу, его доходность падала примерно на $10 в месяц", — говорит технический эксперт криптокорпорации MINE Никита Коровин.

Банкиры сдают биткоины

На прошлой неделе стало известно, что Сбербанк приостановил разработку планов по работе с криптовалютой из–за негативного отношения Центрального банка. "По поводу криптовалюты мы ждали законодательства, которое позволяет торговать криптовалютой. Так как на текущий момент регулятор смотрит негативно, мы решили приостановить этот план", — сказал вице–президент Сбербанка Андрей Шеметов.
Об идее создать тестовые инвестиционные продукты на базе криптовалют Сбербанк заявил год назад. О таких же планах говорил и Альфа–Банк, судьба их проекта пока неизвестна, в пресс–службе ситуацию не прокомментировали. В октябре глава совета директоров банка Петр Авен в публичной лекции перед студентами МГИМО назвал криптовалюты "временным явлением".
Но пока российские банкиры, устрашенные риторикой ЦБ, отворачиваются от криптовалют, сами по себе токены из публичного оборота не исчезают. О необходимости вписать понятие "цифровых денег" в законодательство заявила во вторник председатель суда по интеллектуальным правам РФ Людмила Новоселова. "Такого рода объекты существуют и требуют регулирования. Не понятен ни режим налогового учета, ни режим налогообложения, ни легальность сделок с такими объектами", — возмущалась она на Совете при президенте по совершенствованию гражданского законодательства.
Нет сомнений, что депутаты услышат мнение заслуженного юриста РФ. Но это может вызвать только новый виток разногласий. Между тем участники рынка уже всерьез опасаются, что сроки принятия необходимых законов опять сдвинуты, теперь уже на осень.

Блокчейн в суде

И еще одна важная история, связанная с законодательством. Арбитражный суд Омской области 27 мая впервые признал легитимной сделку по продаже нефтепродуктов с использованием технологии распределенного реестра. Представители компании–истца называют решение "историческим", но юристы настроены скептично. В судебном акте есть слово "блокчейн–контракт", но, где он использован, из текста совершенно не видно.
"Стороны сперва заключили обычную сделку в 2016 году и только потом в дополнительном соглашении в 2018 году предусмотрели возможность составления и подписания приложения к договору в виде электронного документа (блокчейн–контракта), подписанного простой электронной подписью. С тем же успехом можно было обменяться письмами по электронной почте, — недоумевает Иван Хаустов, CEO Legium и преподаватель программы BCL. — Вероятно, все так и работает: суд ссылается на пункт договора, по которому поставщик со своей официальной электронной почты должен направить на официальную электронную почту покупателю предложение приобрести товар. И, если покупатель не заявит ответным письмом отказ от подписания приложения в срок до 17:00 по Москве, соглашение будет считаться подписанным".
По его словам, блокчейну вообще не нужно никакое специальное регулирование, это всего лишь способ хранения данных. Был запрос ослабить барьеры для электронного документооборота — законодатель его услышал. Поэтому с 1 октября все документы сразу можно будет подписывать любой электронной подписью. Все остальное — это не победа блокчейна, а пиар торговой площадки, выступившей истцом. Впрочем, разве на этом рынке когда–то было иначе?