06:5304 июня 201906:53
1669просмотров
06:5304 июня 2019
Уголовное дело экс–замглавы УФССП Ленобласти Станислава Румянцева, обвинявшегося из–за двух парковочных мест, развалилось. Теперь он может требовать компенсации морального вреда.
Управление Федеральной службы судебных приставов Ленобласти арендовало помещения в бизнес–центре "Сенатор". По версии следствия, в период 2016–2017 годов Станислав Румянцев потребовал за пролонгацию договора аренды от владельцев два парковочных места в паркинге бизнес–центра. При этом, согласно материалам дела, их он использовал для своего личного автомобиля, которым пользовался в служебных целях. Эти его действия Главное следственное управление СКР по Санкт–Петербургу квалифицировало сначала как получение взятки, но затем переквалифицировало на злоупотребление должностными полномочиями.
По результатам ведомственной проверки Станислав Румянцев, задержанный в июле 2017 года, был уволен со службы. При этом он более 8 месяцев в общей сложности провел в СИЗО и под домашним арестом. Его защитник адвокат Владимир Тимофеев настаивал на отсутствии состава преступления в действиях обвиняемого.
Следственный комитет России (СКР) истребовал это дело в свое производство из петербургского подразделения. Как предполагает защитник Румянцева, такой шаг мог объясняться личностью его подзащитного: "Станислав Румянцев, грамотный юрист, пользующийся авторитетом, 13 лет проработал в должности районного прокурора. Скорее всего, центральный аппарат СКР решил, что городское управление не справится, и поэтому забрал себе".
СКР, как стало известно "ДП", на днях прекратил уголовное дело бывшего заместителя регионального управления ФССП по реабилитирующему основанию, признав за ним право на компенсацию. "Мы в ближайшее время обратимся в суд с иском о восстановлении на службе, о компенсации морального вреда, компенсации заработка за время вынужденного прогула", — говорит адвокат Тимофеев. По его мнению, сам факт незаконного привлечения его клиента к уголовной ответственности не обсуждается, спор пойдет вокруг размера компенсации.
Глава Объединенной пресс–службы судов Петербурга Дарья Лебедева рассказала, что в прошлом году за возмещением морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, обращались 66 человек. В 13 случаях суды не нашли оснований для удовлетворения требований, в 24 — прекратили производство по заявлению, в 24 — удовлетворили. "В общей сложности в прошлом году заявители просили взыскать более 55 млн рублей, но мы присудили 1,5 млн рублей", — сообщила она.
Член совета Адвокатской палаты Ленобласти, адвокат коллегии "Де лата" Евгения Бурмасова обращает внимание, что размер компенсации закон оставляет на усмотрение судей. Так, по одному из дел ВС РФ оценил 1 месяц содержания под стражей в 9,3 тыс. рублей, при этом человек провел длительное время под арестом и был оправдан. Размер взыскиваемой компенсации несообразен практике ЕСПЧ по аналогичным делам, отмечает Евгения Бурмасова.
Как показывает российская судебная практика, размер компенсации за 1 год незаконного содержания в СИЗО может быть 200–400 тыс. рублей, при этом разброс сумм весьма существенный. Андрею Малюгину, который по обвинению в преступлениях на национальной почве провел под арестом 5 лет, но был оправдан судом присяжных, Петроградский райсуд присудил 5 тыс. рублей компенсации морального вреда.
Правда, впоследствии горсуд Петербурга по апелляционной жалобе Малюгина увеличил ее размер до 70 тыс. рублей. Тимур Саидгареев, оправданный судом присяжных по обвинению в подготовке к посягательству на жизнь Валентины Матвиенко в ее бытность губернатором Петербурга, получил 150 тыс. рублей вместо требуемых 3 млн рублей.
Также Евгения Бурмасова обращает внимание, что прекращенное уголовное дело может быть возобновлено уже в то время, когда человек обратился в суд за компенсацией: прокуратура, дающая свое заключение по такой категории дел, может найти нарушения при прекращении уголовного преследования.