Деньги в каникулы. Объем рынка детских лагерей Петербурга и Ленобласти достиг 4 млрд рублей

Автор фото: vostock-photo

Лето в городе для родителей школьников — время жаркое. Если нет бабушки и дачи, приходится думать, как обеспечить чаду полезный и доступный по бюджету досуг.

Работающие родители стремятся на лето отправить детей отдыхать на свежий воздух. Дача, деревня, спортивный или творческий лагерь — классика жанра.
В Петербурге, по официальным данным городского комитета по образованию, более 500 тыс. школьников. Из них больше 160 тыс. отдыхают в городских лагерях по программе поддержки "Дети работающих граждан".

Традиционно и дешево

Городская программа компенсирует часть расходов на покупку путевки в санаторий или детский оздоровительный лагерь. Можно получить сертификат на сумму чуть более 17 тыс. рублей для оплаты 21–дневной смены в лагере в Ленобласти, на Черном море или в других регионах России. Есть перечень организаций, где эти сертификаты можно применить. Его можно найти на сайте СПб ГБУ "Центр оздоровления и отдыха "Молодежный".
На эти цели бюджет выделил 2,357 млрд рублей в 2019 году, пояснили в пресс–службе комитета по образованию.
В среднем путевка в детский лагерь Ленинградской области стоит 20–40 тыс. рублей.
"География лагерей со стажем и хорошей репутацией расширяется, и к базам в Ленобласти добавляется крымское побережье Черного моря. Лагеря, включенные в городскую программу, имеют преимущество в глазах большинства родителей, а именно в цене", — считает Мариэль Волкова, глава Ассоциации руководителей детских организаций Петербурга.

Лагерная альтернатива

Но бизнес работает в сфере, где родителям важны качество и свобода выбора услуг.
"Все больше организуется так называемых мини–лагерей, когда квалифицированные педагоги, тренеры, кружководы организуют небольшие по продолжительности выезды (от 5 до 14 дней) с интенсивной программой и глубокой вовлеченностью ребенка в этот процесс", — рассказывает Мариэль Волкова. Здесь уже речь идет о полностью коммерческих проектах, где родитель не может рассчитывать на бюджетную поддержку.
Тематика таких выездов самая разнообразная: от классического творческого, спортивного, танцевального лагеря до погружения в английский язык, науку, модный спорт (вейк, кайт, серф), видеоблогинг и компьютерные технологии.
"Приоритетом для таких лагерей помимо заявленной программы остается проживание в номерах с повышенным комфортом. Например, в комнатах, рассчитанных только на двух–четырех детей, с санузлом и питанием, на котором организаторы не экономят, как государство", — рассказывает эксперт. Группы являются малочисленными, и на одного вожатого приходится от трех до шести детей. Как следствие — такой отдых получается более дорогим: неделя может обойтись в среднем в 20 тыс. рублей.

Для заточенных в городе

Образовательные, языковые и досуговые частные центры проводят интенсивы и устраивают группы неполного дня для оставшихся в городе школьников.
"Сейчас очень востребованы летние городские лагеря с короткими сменами и возможностью в любой день присоединиться к процессу и выйти из него. Это так называемые лагеря одного дня. Тематика также разнообразна: спорт, творчество, наука, языки. После занятий в вечернее время ребенок возвращается домой. Как правило, в таких лагерях не предусмотрено питание, но допускается приносить перекус из дома", — поясняет Мариэль Волкова.
Руководитель языкового центра Morris Юлия Карева рассказывает, что среди младших школьников востребованы интенсивные языковые программы с пребыванием 4 часа в день. С одной стороны, дети не завязаны на конкретную образовательную программу, с другой — получают языковую практику и интересный досуг.

Сила личности

В городе услуги летних образовательных лагерей предоставляют и малые, и средние частные игроки. Среди громких имен такие организации, как "Культурный кот", "Удивительный мир", "Фенестра", школа креативных индустрий "Маяк", "Умный Петербург", киностудия "Лендок" и многие другие. Формат временных образовательных лагерей позволяет зарабатывать не только в течение учебного года, когда и проходят регулярные занятия, но и летом.
При этом, как рассказала руководитель образовательных проектов открытой киностудии "Лендок" Ольга Рейнбах, хотя этот вид услуг и задумывался как поддерживающий в период летнего сезона, он приносит прибыль.
"Родители не хотят, чтобы летом школьники проводили время за планшетом, без видимых результатов. Они заинтересованы в образовательных услугах, но чтобы сам процесс проходил весело и интересно", — поясняет Ольга Рейнбах.
Спросом пользуются именно тематические программы, имеющие не общеразвивающую направленность, а специализирующиеся на чем–то одном.
В среднем такие частные лагеря организуются не на 21 день, а на неделю или две. Стоимость — около 20 тыс. рублей.
"Мы проводим двухнедельные творческие лагеря с питанием, с обязательными выездами на съемки. Помогаем ребятам познакомиться с миром профессий киноиндустрии. В этом году к нам вновь приедут дети, которые уже были в прошлогодних сменах. И, как показывает практика, многие участники летних лагерей потом приходят на полноценные курсы, которые "Лендок" проводит в течение учебного года", — поясняет Ольга Рейнбах.
Эксперты не берутся точно оценить объем рынка. По разным оценкам, в Петербурге и Ленинградской области он составляет от 2 млрд до 4 млрд рублей.