Клиническая картина ада. "Страдающее Cредневековье" Зотова, Майзульса и Хармана

Любой приличный человек знает, что "Страдающее Cредневековье" — это паблик "ВКонтакте", где резвятся медиевисты, комментируя шестисотлетней давности изображения грешников в аду надписями: "Жарку не поддадите?" Я не большой поклонник такого юмора, но у группы 400 тыс. подписчиков: больше, чем жителей в среднем облцентре.
И любой приличный человек знает, что трое историков, дурачившихся в "Страдающем Средневековье", выпустили недавно одноименную книжку — уже серьезную, с множеством рисунков, объясняющую средневековые образы, включая образ жизни и мысли.
Я прочитал, наверное, десяток восторженных рецензий на эту книгу. Я немедленно ее купил. С опозданием, но открыл. И теперь точно знаю, что многие рецензенты не читают книги, о которых пишут. Они пишут рецензии на основании анонсов издателя. Говорю так уверенно потому, что "Страдающее Средневековье" невозможно читать. Я не смог освоить даже ту главу, которую, по идее, должен мигом проглотить самый неграмотный школьник: про непристойные рисунки на полях благочестивых церковных книг.
Дело не в тексте. Авторы — историки Зотов, Майзульс, Харман — изрядно владеют слогом, что нечастый среди историков дар. Дело в верстке. В выходных данных, к сожалению, не значатся имена дизайнера и художника. Упомянута лишь ведущий редактор Анна Рахманова. Не удивлюсь, если она сама и творила дизайн в соответствии с личным представлением о прекрасном.
Прекрасное выглядит так. Текст на странице разбит на две колонки (уже плохо, но пока терпимо). В эти колонки засунуты также рисунки, подписи и врезки с пояснениями. Правда, порой они заезжают и на соседнюю колонку. А порой захватывают всю страницу. А потом ужимаются до половины колонки. И все это шрифтами полудюжины разных размеров, начертаний, жирностей и курсивностей. Причем основной текст легко обрывается на полуслове на половине колонки и исчезает неведомо куда, чтобы найти себя страницы через три, булькнуть обрывком фразы и снова сгинуть.
Не знаю, приходилось ли вам получать письма от идиотов, написанные десятком шрифтов, цветов и выделений. Вот это тот самый случай. Клиническая картина ада, в котором поддает жару издательство–гигант.
Этим ребятам удалось невозможное. Будучи читателем–перфекционистом (то есть дочитывая до конца самые пустые и никчемные книги), я в ярости послал "Страдающее Средневековье" к черту. Это не прочел бы даже вол, исполненный очей, — а мои очи у меня единственные, я их берегу. Простите: это единственная рецензия на недочитанную книгу. Я так больше не буду.
В компенсацию же — несколько замечаний.
Первое. Книгоиздательство в России деградировало точно так, как и другие гуманитарные сферы (скажем, радио или телевидение). Зарплаты нищенские, хорошие дизайнеры разбежались. Издательства попросту не способны работать на уровне какого–нибудь Dorling Kindersley — британского гиганта, выпускающего идеальные путеводители и энциклопедии. Причем деградация заметна уже по обложке. Скажем, сокращение имен авторов — "С. Зотов, М. Майзульс, Д. Харман" — однозначно плохой прогностический признак. Это мода времен СССР.
Второе. Если вы пишете такие книги сами (например, вас зовут Зотов, Майзульс, Харман) и вы по незнанию связались с плохим издательством, то, получив нечитаемую верстку, контракт следует разрывать. В этом тоже профессиональная честь. Да, возможно, издательство подаст в суд, но, если судья умеет читать, вы выиграете процесс.
Третье. Хорошо, что не вся книжная торговля ушла в онлайн. Иллюстрированные книги, перед тем как купить, непременно следует пролистать. Листайте!