Нева скучает по фанатам. "Водный" бизнес в ожидании снижения турпотока и повышения цен

Автор фото: Петр Ковалев
Автор фото: Петр Ковалев

В Петербурге открывается навигация.

Вчера, 10 апреля, официально стартовал сезон разводки мостов и навигации на Неве. В конце месяца откроется навигация по ее протокам и рукавам, и тогда уже можно будет говорить о начале полноценного навигационного сезона со всеми его атрибутами — круизными лайнерами, маршрутами прогулок по рекам и каналам, наплывом туристов и борьбой бизнеса за лучшие для себя условия.
Подготовка к навигации "Мостотрестом" велась еще с марта. За это время было проведено больше 50 тестовых разводов мостов через Неву и Малую Неву. Традиционно в Петербурге навигационный сезон стартует в середине апреля и продолжается до середины–конца ноября.
Открытие навигации — это начало полноценного морского круизного судоходства для Петербурга. По словам пресс–секретаря АО "Пассажирский порт Санкт–Петербург "Морской фасад" Ирины Челноковой, 28 апреля в порт состоится первый в этот сезон навигации судозаход. Речь идет о круизном судне Poesia итальянской компании MSC, рассчитанном на 3,2 тыс. пассажиров.
Круизы как сегмент туристического рынка — один из самых быстрорастущих (в среднем на 15% в год). С момента запуска "Морского фасада" в 2008 году поток круизных туристов в городе вырос больше чем вдвое. Суммарно за эти 10 лет в Петербург прибыли 4,6 млн круизных путешественников.
Только в прошлом году пассажирский порт принял 270 круизных лайнеров, на борту которых в город прибыли 623 тыс. человек. Это на 11% больше по сравнению с 2017 годом. В текущем году, исходя из сформированного расписания судозаходов, планируется рост пассажиропотока до 625 тыс. человек. При этом предполагается принять лайнеров меньше, чем в прошлом году, — только 262. Парадокс объясняется просто: ежегодно увеличиваются размеры судов. К примеру, в прошлом году порт Санкт–Петербург принял самый большой и инновационный лайнер европейской круизной компании MSC Cruises — MSC Meraviglia. Судно длиной 315 м вмещает 5,7 тыс. пассажиров.

Ностальгия по ЧМ–2018

Навигация по протокам и рукавам Невы знаменует начало активной работы для малого и среднего бизнеса на воде. Участники рынка и эксперты ожидают снижения потока туристов. Причина банальна: чемпионаты мира по футболу проводятся в России не каждый год. По оценке Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга, в прошлом сезоне суммарный пассажиропоток на реках и каналах города составил рекордные 3,4 млн человек. В этом году о таком мечтать не приходится.
Участники рынка ждут масштабных ремонтных работ на мостах, набережных и работ по дноуглублению, так как опять же из–за ЧМ–2018 они не проводились в необходимых объемах. Эти работы могут помешать перевозчикам полноценно оказать услуги. В частности, уже завершен тендер на капитальный ремонт Инженерного моста, который продлится до 2020 года.
С опасением и тревогой перевозчики ждут начала ремонтных работ на Зеленом мосту, так как это может серьезно изменить некоторые экскурсионные маршруты. Конкурс на его реконструкцию был отменен из–за жалоб участников в антимонопольные органы. Как пояснили в ГУП "Мостотрест", пока сроки проведения нового тендера не определены.
Пассажирские перевозчики арендуют у города причалы. В прошлом году, по информации СПб ГКУ "Агентство внешнего транспорта", на реках и каналах было установлено 18 причалов. При этом судоходные компании и частные судовладельцы воспользовались услугой швартовки более 25 тыс. раз. Самыми популярными оказались причалы, расположенные у Медного всадника и на Английской набережной.
В 2019 году планов по расширению сети городских причалов нет. Однако, как пояснил "ДП" президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Владимир Реутов, городские власти в этом году повысили тарифы на их аренду. Это грозит повышением цен на билеты.

Вернется ли аквабус

Комитет по развитию туризма Санкт–Петербурга объявлял в конце прошлого года о работе по подготовке концепции по развитию яхтенного и водного туризма. В документе прописаны ключевые моменты развития до 2030 года, в том числе разработка схемы размещения новых объектов инфраструктуры для водного транспорта.
Также планировалось вернуть водное сообщение между Кронштадтом и Петродворцом, Кронштадтом и Ломоносовом, а также Ломоносовом и Санкт–Петербургом.
Озвучивалась инициатива по возвращению аквабусов — регулярных маршрутов по рекам. Проект просуществовал с 2010 по 2016 год, пока город субсидировал перевозчикам расходы. Но выяснилось, что на аквабусах катаются преимущественно туристы, а не горожане, и проект был свернут.
Полагаю, что сущностных изменений по сравнению с прошлой навигацией в Петербурге не произойдет. Можно ожидать снижения количества перевезенных пассажиров, так как в 2018 году на этот показатель оказал сильное влияние Чемпионат мира по футболу. Ну а старые проблемы так и остаются неразрешенными. Это и необходимость расширения сети городских причалов, и очистка ряда фарватеров на перспективных направлениях. А если говорить о новых планах, таких как возрождение аквабусов или организация маршрутов в Выборг и пригороды Петербурга, то они остаются за горизонтом 2019 года.
Виталий Чернов
главный редактор ИАА «ПортНьюс»
Думаю, стоит ожидать повышения цен на билеты на прогулки по рекам и каналам города. Этому способствуют и общеэкономические факторы, и усиление налогового бремени (в частности, повышение НДС), рост стоимости топлива, ужесточение требований к безопасности и дипломированию плавсостава. Бизнес окажется на развилке. Сейчас стоимость билета составляет, как правило, меньше 1 тыс. рублей, и для компенсации издержек необходимо ее поднимать. Но если цена достигнет 1,5 тыс. рублей, это может отпугнуть туристов.
Сергей Акуленко
эксперт по водному туризму Северо–Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.