Нева скучает по фанатам. "Водный" бизнес в ожидании снижения турпотока и повышения цен

Автор фото: Петр Ковалев
Автор фото: Петр Ковалев

В Петербурге открывается навигация.

Вчера, 10 апреля, официально стартовал сезон разводки мостов и навигации на Неве. В конце месяца откроется навигация по ее протокам и рукавам, и тогда уже можно будет говорить о начале полноценного навигационного сезона со всеми его атрибутами — круизными лайнерами, маршрутами прогулок по рекам и каналам, наплывом туристов и борьбой бизнеса за лучшие для себя условия.
Подготовка к навигации "Мостотрестом" велась еще с марта. За это время было проведено больше 50 тестовых разводов мостов через Неву и Малую Неву. Традиционно в Петербурге навигационный сезон стартует в середине апреля и продолжается до середины–конца ноября.

Круизный поток сохранится

Открытие навигации — это начало полноценного морского круизного судоходства для Петербурга. По словам пресс–секретаря АО "Пассажирский порт Санкт–Петербург "Морской фасад" Ирины Челноковой, 28 апреля в порт состоится первый в этот сезон навигации судозаход. Речь идет о круизном судне Poesia итальянской компании MSC, рассчитанном на 3,2 тыс. пассажиров.
Круизы как сегмент туристического рынка — один из самых быстрорастущих (в среднем на 15% в год). С момента запуска "Морского фасада" в 2008 году поток круизных туристов в городе вырос больше чем вдвое. Суммарно за эти 10 лет в Петербург прибыли 4,6 млн круизных путешественников.
Только в прошлом году пассажирский порт принял 270 круизных лайнеров, на борту которых в город прибыли 623 тыс. человек. Это на 11% больше по сравнению с 2017 годом. В текущем году, исходя из сформированного расписания судозаходов, планируется рост пассажиропотока до 625 тыс. человек. При этом предполагается принять лайнеров меньше, чем в прошлом году, — только 262. Парадокс объясняется просто: ежегодно увеличиваются размеры судов. К примеру, в прошлом году порт Санкт–Петербург принял самый большой и инновационный лайнер европейской круизной компании MSC Cruises — MSC Meraviglia. Судно длиной 315 м вмещает 5,7 тыс. пассажиров.

Ностальгия по ЧМ–2018

Навигация по протокам и рукавам Невы знаменует начало активной работы для малого и среднего бизнеса на воде. Участники рынка и эксперты ожидают снижения потока туристов. Причина банальна: чемпионаты мира по футболу проводятся в России не каждый год. По оценке Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга, в прошлом сезоне суммарный пассажиропоток на реках и каналах города составил рекордные 3,4 млн человек. В этом году о таком мечтать не приходится.
Участники рынка ждут масштабных ремонтных работ на мостах, набережных и работ по дноуглублению, так как опять же из–за ЧМ–2018 они не проводились в необходимых объемах. Эти работы могут помешать перевозчикам полноценно оказать услуги. В частности, уже завершен тендер на капитальный ремонт Инженерного моста, который продлится до 2020 года.
С опасением и тревогой перевозчики ждут начала ремонтных работ на Зеленом мосту, так как это может серьезно изменить некоторые экскурсионные маршруты. Конкурс на его реконструкцию был отменен из–за жалоб участников в антимонопольные органы. Как пояснили в ГУП "Мостотрест", пока сроки проведения нового тендера не определены.
Пассажирские перевозчики арендуют у города причалы. В прошлом году, по информации СПб ГКУ "Агентство внешнего транспорта", на реках и каналах было установлено 18 причалов. При этом судоходные компании и частные судовладельцы воспользовались услугой швартовки более 25 тыс. раз. Самыми популярными оказались причалы, расположенные у Медного всадника и на Английской набережной.
В 2019 году планов по расширению сети городских причалов нет. Однако, как пояснил "ДП" президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Владимир Реутов, городские власти в этом году повысили тарифы на их аренду. Это грозит повышением цен на билеты.

Вернется ли аквабус

Комитет по развитию туризма Санкт–Петербурга объявлял в конце прошлого года о работе по подготовке концепции по развитию яхтенного и водного туризма. В документе прописаны ключевые моменты развития до 2030 года, в том числе разработка схемы размещения новых объектов инфраструктуры для водного транспорта.
Также планировалось вернуть водное сообщение между Кронштадтом и Петродворцом, Кронштадтом и Ломоносовом, а также Ломоносовом и Санкт–Петербургом.
Озвучивалась инициатива по возвращению аквабусов — регулярных маршрутов по рекам. Проект просуществовал с 2010 по 2016 год, пока город субсидировал перевозчикам расходы. Но выяснилось, что на аквабусах катаются преимущественно туристы, а не горожане, и проект был свернут.
Полагаю, что сущностных изменений по сравнению с прошлой навигацией в Петербурге не произойдет. Можно ожидать снижения количества перевезенных пассажиров, так как в 2018 году на этот показатель оказал сильное влияние Чемпионат мира по футболу. Ну а старые проблемы так и остаются неразрешенными. Это и необходимость расширения сети городских причалов, и очистка ряда фарватеров на перспективных направлениях. А если говорить о новых планах, таких как возрождение аквабусов или организация маршрутов в Выборг и пригороды Петербурга, то они остаются за горизонтом 2019 года.
Виталий Чернов
главный редактор ИАА «ПортНьюс»
Думаю, стоит ожидать повышения цен на билеты на прогулки по рекам и каналам города. Этому способствуют и общеэкономические факторы, и усиление налогового бремени (в частности, повышение НДС), рост стоимости топлива, ужесточение требований к безопасности и дипломированию плавсостава. Бизнес окажется на развилке. Сейчас стоимость билета составляет, как правило, меньше 1 тыс. рублей, и для компенсации издержек необходимо ее поднимать. Но если цена достигнет 1,5 тыс. рублей, это может отпугнуть туристов.
Сергей Акуленко
эксперт по водному туризму Северо–Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии