Завтра Совет по наследию обсудит концепцию сохранения деревянной архитектуры. Почти 300 памятников разделены на четыре категории. Принадлежность к ним определяется математически.
Дома не в том состоянии
В административных границах Петербурга на учете КГИОП состоит 271 памятник деревянной архитектуры (из них только один XVIII века и два — после 1917 года постройки). Контракт на 4,9 млн рублей на разработку концепции–картотеки был заключен в июне 2018 года с ООО "Архитектурное бюро "Студия 44".
"Самое главное в этой работе — изучение. Собраны все сведения, которые есть, и сделана пространственная модель — сравнение современного состояния зданий и историко–культурной значимости", — рассказал "ДП" руководитель "Студии 44" архитектор Никита Явейн. По его словам, модель позволяет объективно разделить здания на группы и разработать для них конкретные программы.
Критериями историко–культурной значимости стали подлинность, а также мемориальная (какие события с ним связаны), архитектурная и историческая (год постройки) ценность здания. Что же до современного состояния, то его оценивают не только по надежности конструкций, но и по обеспеченности инженерными коммуникациями, транспортной и пешеходной доступности. Для каждого из критериев разработали шкалу баллов (от 0 до 100) и придумали вес в процентах, влияющий на общую оценку.
По итогам предполагается разработать сразу несколько городских программ. Какие–то дома нужно срочно спасать. Там, где перспектив для сохранения мало, рекомендуется сделать обмеры, чтобы здания можно было воссоздать в будущем. В некоторых случаях рекомендовано сменить пользователей. Около десятка памятников давно не существуют, а среда вокруг утрачена, так что их рекомендовано исключить. С другой стороны, вводится понятие "знаковые объекты" — это дома, которые, наоборот, рекомендовано воссоздать.
Также предполагается повысить деревянные здания в статусе. "Нужно выделить эти памятники в специальную категорию объектов культурного наследия, что позволит их субсидировать. Потому что понятно, что без субсидирования и помощи у нас ничего не произойдет: увы, но мы увидели, что 40% объектов не используется, хотя половина из неиспользуемых находится в приличном состоянии", — сказал Никита Явейн.
Экономическую составляющую еще предстоит прописать, заявил "ДП" член Всероссийского общества охраны памятников Дмитрий Литвинов. "Мы, конечно, хотели бы видеть какие–то реальные шаги. Если вдруг решат разработать реальную программу с финансированием, это можно будет считать просто чудом", — сказал он. На реставрацию большого числа объектов нужны огромные деньги. Пока же примеры реставрации с государственным участием редки, добавил эксперт.
"В целом, за небольшим исключением, к концепции отношусь положительно — авторский коллектив проделал большую работу. На ее основании должна быть разработана программа, из которой будет ясен порядок, очередность и стоимость работ", — рассказал "ДП" один из инициаторов разработки концепции, зампредседателя совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик.
Курортная концепция
Это уже не первая попытка Смольного подобраться к восстановлению деревянной архитектуры. В 2017 году концепцию преобразования территорий Курортного района подготовило государственное АО "Авенариум+" — правопреемник ГУП "Балтийские бани". В КГИОП сообщали, что она разработана "с целью спасения деревянной архитектуры района". В концепцию включили заброшенные здания, променады по реке Сестре и заливу и паркинги, "без которых вся концепция вряд ли будет иметь смысл".
Одним из первых и весьма затратных шагов концепции оказалось новое строительство. В декабре 2018 года "Авенариум+" объявил конкурс на возведение детского оздоровительного комплекса "Авенариум" в Сестрорецке на 918 млн рублей. Но его отменили по требованию КИО. Закупка не соответствовала федеральному законодательству о контрактной системе, поясняла зампредседателя этого комитета Ксения Кононевская.