Автоматический кладовщик. Петербургский стартап разработал робота-логиста для Х5 и "Связного"

Автор фото: Архив "ДП"

Петербургское ООО "Визартек" разработало робота–логиста для ретейлеров. Первые клиенты — Х5 и "Связной".

Команда разработчиков из пяти человек — трех выпускников СПбПУ, специалиста в сфере инжиниринга из Морского технического университета и программиста–самоучки — выводит на рынок стартап Teleitems — робота, который будет автоматизировать работу складских помещений ретейлеров. Принцип работы прибора такой: автономному шаттлу посылается команда, а тот перемещается вдоль стеллажей, захватывает товар, а затем везет его к оператору на стойку выдачи или упаковки. По словам авторов проекта, конструкция легко масштабируется и может работать на площади от 10 до 200 м2.
"На небольшом складе можно разместить сразу несколько машин и значительно увеличить количество выполняемых одновременно операций", — рассказывает Павел Смольников, один из участников проекта. — Обсуждая идею, мы отталкивались от потребностей потенциальных клиентов: робототехника шагнула вперед, но при этом внутренние логистические процессы до сих пор почти не оптимизированы".
На создание прототипа робота ушло 1,5 года и 6 млн рублей из собственных сбережений участников. Для реализации продукта на рынке группа разработчиков не стала регистрировать новое юридическое лицо, а воспользовалась уже существующей компанией Павла Смольникова ООО "Визартек". Готовый робот Teleitems команда создателей представила осенью 2018 года. По словам разработчиков, проектом заинтересовались Х5 Retail Group и объединенная компания "Связной | Евросеть". "В настоящее время ведутся переговоры о поставке роботов в две сети магазинов. Компании заинтересованы в технологиях, позволяющих работать по системе goods–to–person. Рассматривается вариант уже не только создания автоматизированных складов, но и высокотехнологичных магазинов, в которых можно полностью обойтись без человеческих ресурсов", — говорит Павел Смольников.
Для продолжения исследований, тестирования и совершенствования модели робота компания ищет дополнительные инвестиции.

Долгая окупаемость

На рынке b2b автоматизированные складские системы изготавливают в основном европейские производители, среди них Jungheinrich, Hanel и другие. По мнению представителей бизнес–сообщества, конкурировать отечественные аналоги смогут, если модель робота будет доступной по цене.
По мнению владельца сети "Реалъ"Александра Мышинского, переводить склады на автономный режим работы имеет смысл, когда у компании очень большие объемы отгрузки: "В наших магазинах же больше востребован ручной труд. Кроме того, затраты на подобную технику обычно неоправданно велики".
"Срок окупаемости автоматизированного склада с ручными опциями составляет минимум 5 лет, а полностью автоматизированного — еще больше. Для ретейла это большой срок", — считает Максим Бобков, директор департамента логистики в объединенной компании "Связной | Евросеть". По мнению эксперта, только на логистику уходит около 2% от годового оборота компании. Основные затраты предприятия в сфере электроники приходятся на содержание складов, оплату аренды, зарплату персонала и закупку расходных материалов.