О том, куда движется в своем развитии автодилерский рынок, о перспективах онлайн–продаж и взаимоотношениях с государством "ДП" беседует с генеральным директором ГК "Терра–Авто", вице–президентом ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Владиславом Рыдаевым.
Авторынок снова закончил год ростом. Можно ли говорить, что отрасль наконец возвращается к временам стабильности?
— Действительно, 2018 год завершился ростом рынка продаж новых автомобилей на 13%. Это уже второй год позитивной динамики, и все участники рынка с осторожной надеждой смотрят на следующие пару лет. Но надо понимать, что, даже достигнув уровня продаж 1,8 млн автомобилей, рынок находится существенно ниже прогнозов 5–7–летней давности. Тогда ведущие аналитические агентства предрекали подъем рынка продаж до 4 млн штук в 2020–2022 годах.
Эти перспективы привлекли большое количество частных инвесторов, которые профинансировали (самостоятельно или с привлечением кредитов) строительство высокотехнологичных автоцентров, сделавших российский авторетейл одним из наиболее развитых в Европе. По оценке специалистов, сумма инвестиций в дилерские центры оказалась выше, чем вложения производителей в локализацию производства в России на момент кризиса 2014 года.
Это породило диспропорцию: государство оказывает меры прямой поддержки инвестициям производителей в локализацию, а автодилеры ни в одной прямой программе господдержки не значатся. Даже в стратегии развития автомобильной отрасли нас практически нет, как будто произведенные автомобили волшебно превращаются в деньги инвесторов и положительные эмоции потребителей самостоятельно.
Но государство пытается стимулировать спрос. Разве этого мало?
— Конечно, программы стимулирования спроса нельзя недооценивать. Как минимум дважды — в 2008 и 2014 годах — они фактически спасали отрасль. Однако все–таки это меры косвенной поддержки. Ни на ставки инвесткредитов, ни на режим налогообложения автодилеров они не влияют.
А подход ко всей цепочке — от производителя до покупателя — должен быть комплексным. Одной поддержки производства явно недостаточно: нужно также обращать внимание на сферу услуг. А услуги для автолюбителей — будь то подбор машины, консультации или обслуживание — в нашей сфере обеспечиваются как раз дилерами.
Какие же меры нужны, чтобы дилеры могли чувствовать себя увереннее?
— На мой взгляд, наиболее эффективной мерой могла бы стать возможность участия автодилеров в программах субсидирования ставки инвестиционного кредита.
В настоящее время многие представители среднего и малого бизнеса могут участвовать в подобных федеральных программах. При этом решение о приоритетных отраслях принимается на региональном уровне. В большинстве случаев розничная торговля, к которой относится авторетейл, в эти приоритеты не входит.
По древней традиции заводы и фабрики видятся более важными, чем сфера услуг.
Наиболее активно сегодня на рынке развиваются продажи автомобилей с пробегом. Насколько для тех брендов, с которыми вы работаете (Lada, Kia), это эффективно?
— Действительно, рынок автомобилей с пробегом — значимый сегмент для развития большинства автодилеров. По объему он составил более 5 млн штук в 2018 году. Доля участия официальных дилеров постоянно растет и составляет сейчас 13–15%. Но все равно это разительно меньше 35–40%–ной доли на рынках Германии и США.
Программа обмена автомобилей Lada в целом ничем не отличается от бизнеса других марок, разве что невысокой стоимостью машин, принимаемых в зачет. Так, если средняя цена автомобиля с пробегом обычно достигает около 440 тыс. рублей, то Lada покупают за 200–250 тыс. Как и цена, заработок дилера, который работает с такими автомобилями, становится меньше?
— Безусловно. Если снова обратиться к статистике, то в среднем по рынку доход от автомобилей с пробегом составляет от 60 тыс. рублей, а по Lada — от 20 тыс. Соответственно, важную роль играют технологичность, оборачиваемость и объемы продаж.
Lada и Kia входят в топ–3 продаж на рынке Петербурга. Возможно ли в такой ситуации удержать баланс, ведь бренды частично конкурируют друг с другом?
— Наоборот, в этом есть огромное преимущество. Kia принадлежит к несколько более высокому ценовому сегменту, чем Lada, поэтому, если экономика растет, наши клиенты пересаживаются с Lada на Kia. И, соответственно, наоборот.
Покупатели предпочитают все более прагматичные решения, мы отчетливо видим это по всем маркам и городам присутствия.
Насколько вы верите, что через какое–то время то же самое произойдет с китайскими брендами?
— Откровенно говоря, я пока достаточно пессимистично отношусь к ближайшей перспективе развития китайских марок в России.
Наш рынок для производителей из Поднебесной не является стратегическим, и пока я не вижу никаких предпосылок, что эта ситуация поменяется. К тому же у автолюбителей остается множество вопросов "по старой памяти" к качеству этих автомобилей. Конечно, если Компартия Китая скажет, что Россия — приоритетный рынок, найдутся специалисты и бюджеты, выстроится логистика, будут созданы региональные склады запасных частей. Но даже в этом случае на все эти процессы потребуется не один год.
Вы в последние пару лет занимаетесь ребрендингом. Во сколько это обойдется и какие цели вы преследуете?
— Наша сеть состоит из девяти автоцентров, и еще год назад каждый имел свое торговое название. Когда–то, когда дилеры могли опираться в основном на офлайновые каналы продаж, это было эффективно. Но сейчас автомобили выбирают и покупают через интернет, где работает другая логика продвижения. Поэтому мы приняли решение и вложили немало сил и ресурсов в постепенный переход на единый бренд — "Прагматика".
Совокупный бюджет, направленный на ребрендинг, составляет около 10 млн рублей. Все наши дилерские центры, находящиеся в Санкт–Петербурге, уже работают с брендом "Прагматика". Региональные предприятия будут подключены к нему в течение ближайших 2 лет.
Как вы оцениваете потенциал онлайн–продаж?
— Нет сомнения, что путь и модель потребления стремительно меняются. Все большая часть клиентуры переходит в онлайн, где возможностей получения информации несоизмеримо больше. Наша компания также стремительно мигрирует туда вместе с клиентами.
Насколько массовым будет полный переход всей сделки в онлайн? На первых порах — не думаю. И дело не в технологиях, а в потребительских привычках — желании получить удовольствие от покупки, полноте консультации, уверенности в правильности выбора, ощущении справедливой цены, симпатии к продавцу или компании. Словом, в том, что нельзя оцифровать.
В последнее время дилерам нужно все меньше площадей. Считаете ли вы удачным решением продажу центра на Парнасе и переход на аренду части бывшего центра?
— Конечно. Мы расстались с собственными площадями 4 тыс. м2, получив на хороших арендных условиях 1 тыс. м2.
Эти площади мы используем полноценно: рядом находится гипермаркет, который обеспечивает нас клиентским потоком.
В целом тенденция сокращения занимаемых площадей и создания квазиформатов неизбежна.
Рано или поздно мы увидим точки продаж, где на одной площадке будет представлено множество брендов.
Но ведь не все производители к этому относятся с одобрением.
— Конечно, это менее пафосно и престижно, чем отдельные дворцы из стекла и бетона.
Но производители — прагматичные бизнесмены, и, если это станет условием активизации продаж, они, уверен, примут разумное решение. Тем более что в прошлом году Ассоциация европейского бизнеса и ассоциация "Российские автомобильные дилеры" подписали меморандум о взаимопонимании.
Он, в частности, создал механизм внесудебного решения спорных вопросов, позволяющий находить компромиссы в стремительно меняющихся условиях.