Готов ли Петербург принимать туристов–инвалидов. Музеев и ресторанов с доступной средой можно пересчитать по пальцам

 

Туристы с ограниченными возможностями передвижения в любом городе, и в Петербурге в том числе, испытывают сложности с посещением многих объектов. Организованные группы людей с инвалидностью могут попасть далеко не в каждый музей. Например, они могут побывать в Эрмитаже, Исаакиевском соборе, Спасе на Крови, а посетить Большой дворец в Петергофе уже не получится. Нашей туристической компании приходится это учитывать: если на объекте есть доступная среда, то мы направляем туда группы, а если нет — то в большинстве случаев даже не предлагаем посетить такие музеи.
Из первой проблемы доступности среды возникает вторая — неумение персонала работать с людьми с инвалидностью. Речь в том числе идет о крупных объектах: например, Екатерининском дворце в Пушкине. Ввиду того что туристический поток в этот музей зашкаливает, туристы на колясках становятся для персонала дворца дополнительной проблемой. Часто сотрудники музеев не готовы принимать таких гостей. Даже если работники доброжелательно настроены и готовы помочь, они все равно испытывают неловкость, боятся сделать что–то не то, обидеть.
Добраться до музейных объектов тоже непросто, поскольку специализированного транспорта в Петербурге немного. Если турист едет в сопровождении турфирмы, то какие–то варианты можно предложить: использовать собственный транспорт или подключить партнеров. А если он путешествует один, что тоже не редкость, например турист не хочет быть ежедневно привязанным к гиду либо к туркомпании, то возникают сложности. Общественный транспорт практически недоступен для людей с инвалидностью. Выходом становится только бронирование жилья в центре города. В этом случае до основных достопримечательностей можно добраться пешком.
Все проблемы города люди с инвалидностью ощущают намного острее. Например, зима для них "мертвый сезон", ведь даже абсолютно здоровому человеку сложно передвигаться по сугробам и льду. Конечно, Петербург старается меняться, если идет ремонт, то дорожники сразу делают спуски. Но не везде все проходит идеально. Где–то может сломаться подъемник, где–то его вообще нет. Город и степень его доступности для людей с ограниченными возможностями передвижения постоянно меняются, оценить качество этих изменений очень тяжело.
Особенно провальная сфера питания. Рестораны и кафе, приспособленные для инвалидов–колясочников, можно пересчитать по пальцам одной руки. При этом, в отличие от тех же музеев, персонал более лоялен, умеет работать с клиентами. Но физическая доступность таких объектов остается большой проблемой: нет как пандусов, так и инвалидных туалетов.
Согласно тенденциям последних лет, число туристов–инвалидов растет. Люди начинают активнее путешествовать, в том числе благодаря распространению информации о доступности среды. Немалую роль играют и круизы — в настоящее время почти на каждом лайнере есть каюты, приспособленные для людей с инвалидностью. Но вопрос, что может предложить город туристам с ограниченными возможностями передвижения, остается открытым. Пока без дополнительных сложностей организовать программу для таких людей можно лишь на 2–3 дня.
Наталья Гаспарян, основатель турфирмы "Либерти"