Второй раунд. Суд поддержал "Метробетон" во взаимном споре с "Метростроем" на 214 млн рублей

Автор фото: Архив "ДП"
Автор фото: Архив "ДП"

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти встал на сторону "Метробетона" в конфликте с "Метростроем". Иск самого крупного в прошлом поставщика бетона для подземки на 214 млн рублей удовлетворен. Встречные претензии ответчиков были отклонены.

ЗАО "Метробетон", в прошлом один из основных поставщиков бетона для ОАО "Метрострой", выиграло суд первой инстанции по делу о взыскании с метростроителей 213,6 млн рублей. Ответчики не смогли доказать, что товарные накладные и акты сверки по договору, заключенному 2 года назад, были подписаны неуполномоченными сотрудниками. В целом за последние месяцы "Метрострой" по искам "Метробетона" обязали выплатить около 353 млн рублей.
Для разрешения спора к очередному разбирательству был привлечен временный управляющий ЗАО "Метробетон" Андрей Еньков. Компания, объявившая о претензиях к "Метрострою", сама находится в сложном положении и проходит процедуру наблюдения. Дело о банкротстве рассмотрят в апреле. К этому моменту "Метрострой" может обжаловать взыскание крупной суммы.
Как указано в материалах дела, опубликованного на сайте Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, задолженность перед истцами возникла по договору поставки, заключенному в декабре 2016 года. Юристы "Метростроя" настаивали, что накладные на товар были подписаны не уполномоченными на то лицами. Однако суд установил, что в документах есть расшифровка подписи представителей ответчика. Кроме того, выяснилось, что акты сверки были подписаны заместителем директора предприятия и заверены печатью.
"О фальсификации подписей и печатей на представленных истцом документах ответчик не заявил. Полномочия лица, подписавшего товарные накладные, явствовали из обстановки с учетом занимаемой должности, в обязанности которого входило принятие товаров на склад", — говорится в решении арбитража.
"Метрострой" дважды подавал встречные иски, однако они были отклонены. Первое требование касалось возмещения около 13 млн рублей сразу по нескольким договорами аренды и поставок. Второй раз претензия была выдвинута на 59,4 млн рублей. Добавим, что у "Метростроя" есть месяц на обжалование решения о взыскании 213,6 млн рублей.
В конце прошлого года "Метробетон" обращался еще с одним иском к "Метрострою". Тогда речь шла о взыскании 139,7 млн рублей. Как утверждали истцы, задолженность появилась из-за неисполнения контракта на поставку железобетонных колец двухпутного тоннеля для строительства Невско-Василеостровской линии. По этому делу суд также встал на сторону "Метробетона". Таким образом, за последние месяцы экс-партнер "Метростроя" добился взыскания свыше 353 млн рублей. Однако вышестоящие суды еще могут пересмотреть эти решения.
Сегодня стало известно, что к "Метрострою" подали девять исков на сумму более 50 млн рублей еще ряд контрагентов. В частности, две претензии поступили от ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". Требования о взыскании денег также предъявили ООО "Строительное управление — 121", АО "Электростандарт-прибор", Межотраслевая строительно-промышленная инженерная компания, "Палмиери-то", "Металлокомплект-М", "Стройкрансервис" и "ОГП Северо-Запад".
"Как правило, иски связаны с задержкой оплаты материалов, оборудования и услуг. Как только у "Метростроя" появится возможность, все законные требования наших контрагентов будут удовлетворены", — прокомментировали ситуацию с судебными спорами в пресс-службе "Метростроя".

Долги в нагрузку

События вокруг "Метростроя" начали стремительно развиваться в начале 2019 года. Во-первых, власти Петербурга заявили о разрыве госконтрактов с компанией и поиске новых подрядчиков строительства подземки. Работу позволили продолжить только на Красносельско-Калининской линии. Во-вторых, в конце января Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял иск о банкротстве "Метростроя" по иску Федеральной налоговой службы. Заседание назначено на 12 февраля.
В свою очередь, "Метробетон" на данный момент сам находится в процедуре наблюдения. В советское время организация, как писал "ДП", была частью "Ленметростроя". После акционирования предприятия в начале 90-х компания выделилась в самостоятельную структуру. Согласно данным СПАРК, сейчас она частично принадлежит АО "Компакт". С момента основания "Компакт" возглавляет генеральный директор Клименти Касрадзе — до 2016 года он был акционером ОАО "Метрострой", а до лета 2015–го возглавлял совет директоров.
На сайте "Метробетона" говорится, что компания располагает шестью европейскими заводами по производству бетона. Четыре завода совокупной мощностью 400 м3 товарного бетона в час расположены на территории Петербурга и Ленинградской области. Еще два завода расположены на территории Брянской области.
Выручка "Метробетона" с 2014 года держится на уровне свыше 2 млрд рублей. В 2017-м предприятие сгенерировало 2,5 млрд рублей, в 2016-м — 3,3 млрд рублей, в 2015-м — 2,1 млрд рублей, следует из отчетности в СПАРК. Чистая прибыль в 2017-м составила 4,5 млн рублей, в 2016-м — 440,5 млн рублей, в 2015-м — 5,2 млн рублей.
Ранее "ДП" сообщал, что в 2016-2017 годах "Метробетон" испытывал проблемы с кредиторами. Процедура наблюдения была назначена в октябре прошлого года из-за иска АК "Чешский экспортный банк": банк требовал взыскать с должника около 2,7 млрд рублей. Дело о банкротстве начнут рассматривать 4 апреля.