Морская кофейня из Instagram. На Пяти углах открылось заведение, концепцию которого придумали подписчики блога

Автор фото: Сергей Ермохин

Новую кофейню у Пяти углов владельцы придумали совместно с подписчиками специального блога в Instagram. В 2019 году планируется открыть еще пять стационарных и одну мобильную точку.

Супруги Александра и Максим Афанасьевы в декабре 2018–го открыли на Разъезжей улице кофейню More Coffee в морском стиле. Концепция заведения формировалась в процессе подготовки к старту работы.
Название и идея оформления интерьера связаны, с одной стороны, с морем, с другой стороны — со сходным проектом кофеен в Иркутске. Там с 2015 года под тем же названием работают партнеры петербургских предпринимателей — заведения формата "кофе с собой" и точка в стилизованном голубом мини–фургоне фирмы Barkas.
Одной из особенностей кофейни для Петербурга владельцы называют использование зерна пиберри, вкус которого считается более интересным, чем у обычного кофе. В меню пока напитки, десерты без сахара, выпечка, завтраки, сэндвичи. Вскоре планируется добавить больше еды.

Ставка на голосование

При этом все детали кафе — нюансы интерьера, состав меню, форму логотипа — Александра выбирала вместе с подписчиками своего блога в Instagram — сейчас их 18 тыс. "Получилось фактически реалити–шоу из опросов, что людям действительно нравится, что они хотят получить на выходе — от ремонта до отбора сотрудников и вкусов сиропа для кофе", — поясняет она.
В процессе читатели блога не только комментировали, но и бесплатно консультировали и фактически участвовали в работах по отделке помещения. На подготовку ушло 2 месяца. В первый день работы за 4 часа кафе обслужило более 500 человек, в основном подписчиков блога и выходцев из Иркутска. До сих пор основная масса посетителей — из Instagram. Для расширения числа гостей в кофейне проводятся мастер–классы и кинопоказы.
Инвестиции в открытие составили 2 млн рублей — собственных накоплений и кредитных средств. Александра планирует расширять бизнес — купленный и специально покрашенный в лазурный цвет автобус, аналогичный иркутским, к весне будет установлен в Петербурге — место пока не выбрано, но предприниматель надеется на центр города рядом с каким–нибудь лофтом, где много молодежи и туристов. Также она собирается в течение 2019–го открыть еще пять стационарных кафе — скорее всего, не в центре, инвестировав в каждую точку 500–800 тыс. рублей, в том числе из прибыли первой кофейни.
"Зерно пиберри периодически появляется во всех specialty–кофейнях, и мы много раз его привозили и жарили за последние 7 лет, — отмечает совладелец нескольких петербургских кофеен ("Больше кофе", "Кофе на кухне" и др.) Николай Готко. — Если в новом заведении будет только такое зерно, это, безусловно, интересно, но не какая–то невероятная особенность".
"Фишкой пиберри может стать, но, в моем понимании, ненадолго", — отмечает Наталья Артеменко, директор по развитию сети кофеен "Даблби" в Петербурге.
"Мне кажется, что владельцы More Coffee могут столкнуться со сложностью донесения до гостей особенности и уникальности их продукта. Ценители specialty–кофе будут гостями кофейни, если зерно будет на высоком уровне (и дело здесь не в сорте), а потребитель, который приходит за атмосферой попить кофе, будет приходить за атмосферой, а не за пиберри", — поясняет эксперт.
При этом она считает, что сама идея для старта хороша и поможет в продвижении заведений при качественном маркетинге и пиаре. На долгосрочность же существования проекта будут влиять качество зерна, вкус и ассортимент в кофейнях, сервис, ценообразование и доступность локации.

Все больше кофе

По оценке экспертов, в конце 2018 года в Петербурге насчитывалось не менее 4 тыс. кофеен, регулярно открывались новые.
По данным "ДП", действующие в городе сетевые кофейни активно думают о планах развития. Примерно треть опрошенных заведений заявили о намерении открывать новые точки как самостоятельно, так и через франшизу.
При этом эксперты расходятся в оценке перспектив развития кофеен. Одни ожидают бума формата coffee to go, другие, напротив, — открытия более осмысленных заведений со спецификой и уникальными концепциями. Впрочем, вся сходятся во мнении, что кофе сохраняет свои позиции в качестве модного продукта.
В Петербурге наиболее распространенными сетями являются Etlon Coffee, Coffee Like, Baggins, Cup’n’Cup, McCafe, Coffeeshop, Starbucks, "Шоколадница", "Чайникофф".
В городе регулярно проводятся общественные акции, связанные с кофе, например, часть средств от покупки напитка идет на благотворительные цели.