Грозить надменному соседу. Петербург проигрывает Ленобласти первенство по инвестициям

Автор фото: Михаил Тихонов

Дерби Петербург — Ленобласть в борьбе за инвестиции

Несмотря на высокие места в рейтингах, Петербург проигрывает Ленинградской области в борьбе за новый бизнес. У них — рост на 27%, у нас — падение на 12% за 9 месяцев 2018 года. Это важно, ведь прирост инвестиций в основной капитал — это новый KPI эффективности.
Стране нужны инвестиции, и регионы с этим помогут: по темпам роста этого показателя можно будет определять политическую судьбу губернаторов. Как заявил министр экономического развития Максим Орешкин, именно инвестиции станут одним из ключевых индикаторов эффективности работы региональных властей.
"Мы будем рассказывать, кто достигает, кто не достигает, какие причины замедления или более хороших результатов по этим отраслям. Эта тема обсуждалась президентом с регионами на Госсовете в Крыму, эти KPI обсуждались", — сказал Орешкин на форуме "Россия зовет!".
Целевой показатель — 6–7% роста, это в среднем. Однако сейчас треть всей экономики приходится на добывающую отрасль.
Поэтому задача стоит обеспечить рост в прорывных отраслях — от 8 до 10%. К ним относятся транспорт, связь, информационные технологии и экспортно ориентированные сектора промышленности.

Мы их теряем

Формально Петербург считается одним из самых инвестиционно привлекательных регионов. Национальное рейтинговое агентство поставило город на второе место в своем ноябрьском рейтинге, сразу после Москвы. Агентство стратегических инициатив — на четвертое, после Тюменской области, Москвы и Татарстана.
Однако бизнес не так уж и торопится наращивать вложения в Петербург. В 2017 году динамика была отрицательной — объем инвестиций составил 678,6 млрд рублей (минус 5,7%). Сейчас падение продолжается, за 9 месяцев показатель снизился еще на 12,2%.
"Сдача объектов у нас традиционно приурочивается к окончанию года, как и освоение средств, поэтому IV квартал может несколько поправить ситуацию. Так уже было в 2016 году", — не исключает Алексей Калачев, эксперт–аналитик АО "ФИНАМ".

Конкуренция обостряется

Петербургские данные особенно контрастируют с Ленинградской областью, где продолжается бурный рост инвестиций. В этом году — еще на 27%. Догнать город пока не удается, за 9 месяцев инвесторы вложили 250 млрд рублей. Однако сама возможность уже не кажется столь нереальной.
Больше того, по показателю инвестиций на душу населения Ленобласть уже ушла в значительный отрыв — 187 тыс. рублей на человека против 123 тыс. рублей в Петербурге. Уверенный рост у соседей идет с 2014 года, тогда как в Северной столице динамика остается разнонаправленной. Еще интереснее посмотреть на абсолютные значения притока прямых иностранных инвестиций.
Как отмечают в Национальном рейтинговом агентстве, несколько лет назад превосходство Петербурга над Ленобластью выглядело неоспоримым, но в последующие годы началось сближение двух регионов, причем за счет как роста иностранных инвесторов к Ленобласти, так и за счет снижения интереса к Петербургу (в 2017 году объем ПИИ составил $5,9 млн в СПб и $5,3 млн в ЛО).
"Несмотря на то что официальные лица регионов и некоторые эксперты заявляют об отсутствии конкуренции между двумя регионами, в реальности ситуация выглядит иначе", — говорит Александр Пахалов, руководитель проекта "Рейтинги регионов России" Национального рейтингового агентства.

Как приручить инвестора?

Раз конкуренция существует, то будет и борьба. Петербургу сражаться за инвесторов проще всего через механизм государственно–частного партнерства. По крайней мере в этом наши чиновники поднаторели, вся юридическая практика складывалась именно здесь.
Крупнейшие кейсы — строительство ЗСД, поликлиника в Славянке (первое подобное ГЧП в стране), частный трамвай в Красногвардейском районе. Только за 2017 год в городе заключено 23 проекта ГЧП с общим объемом инвестиций 450 млрд рублей. Другое дело, что для инвесторов в этом случае важна минимально гарантированная доходность. А с этим пока есть неясности. От вице–губернатора Игоря Албина, например, инвесторы услышали заявление, что от таких механизмов будут отказываться. Его не поддерживает глава комитета по инвестициям Ирина Бабюк, которая, как кажется, метит на более высокое место в правительстве.
"Первые проекты ГЧП 10–летней давности приучили инвесторов к слишком выгодным условиям соглашений. Сегодня в целях экономии бюджетных средств финансовые показатели концессий изменены. Например, вместо нормы доходности 18% город может предложить только 9%. Поэтому и конкурсы, и переговоры проходят сложнее", — заявила чиновница в последнем интервью СМИ.
Еще один путь нарастить инвестиции — стимулировать уже существующие предприятия продолжать развитие.
Обычно сделать это проще, чем привлечь новых, при этом результат может оказаться весьма впечатляющим, считает Александр Пахалов из Национального рейтингового агентства (НРА). "С такими инвесторами новому руководству региона нужно провести индивидуальную работу. Нужно выявить те предприятия, которые хотят расширять и развивать производство, а также понять, что можно сделать для максимальной поддержки таких проектов развития со стороны региональных властей", — говорит специалист.
Александр Пахалов уверен, что новой команде в руководстве Петербурга нужно работать по двум ключевым направлениям — создание новых площадок для инвесторов и снижение административных барьеров.
"Иногда приходится слышать, что Ленобласть всегда будет выигрывать у Петербурга по количеству доступных площадок из–за большей территории. Однако это не совсем так: у Петербурга достаточно возможностей для создания индустриальных парков и других точек роста на территориях старых и недействующих предприятий", — говорит эксперт.

Нарисовать не получится

Где есть абстрактные цифровые показатели, там есть риск появления потемкинских деревень.
В некоторых регионах так произошло с выполнением майских указов по зарплатам бюджетников. За счет разовых выплат чиновники украшали статистику и отчитывались наверх о росте показателя, однако после выборов президента цифры опять сползли вниз.
Удастся ли так же завысить показатель инвестиций? Эксперты считают, что это будет непросто.
"Манипулировать тут сложно, ведь основные средства учитываются в балансах, они или есть, или их нет. Однако стоит в реальности возвести в городе крупный и дорогостоящий объект — вокзал, станцию метрополитена — еще что–то, приобрести новые поезда метро, увеличить объем автобусного парка, и показатели роста инвестиций в основной капитал снова вырастут", — говорит Алексей Калачев из "ФИНАМа".
Сложно повлиять и на правоохранительную систему, чьи действия порой отпугивают инвесторов (по показателю "защита права собственности" в рейтинге глобальной конкурентоспособности ВЭФ мы, например, на 112–м месте, по показателю "независимость суда" — на 90–м). Законом установлено, что правоохранительные органы никак не связаны с региональной властью и никаких указаний получать от них не могут. Другое дело — настоятельная рекомендация или, еще лучше, просьба. По словам директора по исследованиям Института проблем правоприменения Европейского университета Кирилла Титаева, существуют совершенно официальные площадки, которые создаются при губернаторе, — это координационные совещания по вопросам безопасности и правопорядка. В одних регионах они проводятся раз 2 недели, где–то — раз в месяц. Прямые указания дать там нельзя, но попросить высказать предложения можно.
"Я наблюдал несколько таких случаев, даже когда руководитель района просил снизить интенсивность проверок в лесной отрасли. Он понимал, что там много нарушений, но, если проверки продолжатся, встанет работа важной для экономики отрасли. В итоге удалось найти некий компромисс и ситуацию изменить. Однако если важна отчетность или есть какое–то иное внутреннее давление, органы могут и отказать", — рассказывает Кирилл Титаев. Правда, касается это главным образом малого и среднего бизнеса. У крупных корпораций и так есть лоббисты в федеральных органах, мнение губернатора для них уже дело десятое.
С другой стороны, плохой результат вчерашнего дня — всегда возможность для красивого отчета в дне завтрашнем. То, что у экономистов называется "эффект низкой базы".
Последние годы у Петербурга слабые показатели, а значит, и оттолкнуться от них новому губернатору будет проще.
Причин для роста несколько. Во– первых, это инвестиционное законодательство, которое работает в области. Мы даем льготы всем компаниям с инвестициями от 300 млн рублей, причем делаем это быстро — за 35 дней. Второе — это наличие инженерно подготовленных участков, преимущественно индустриальных парков. Третье — это активное развитие газохимических проектов. Плюс мы интенсивно работаем над снижением административных барьеров и уже в 2–3 раза снизили основные сроки. Но мы не соревнуемся с Петербургом, мы боремся за качество — за то, чтобы были высокопроизводительные рабочие места. Город и область взаимосвязаны, и рост каждого дает позитивный эффект для соседа.
Дмитрий Ялов
вице–губернатор Ленинградской области
Некоторое снижение объема инвестиций в основной капитал в Петербурге за 9 месяцев объясняется несколькими факторами. В первую очередь, попытками предприятий оптимизировать налоговую нагрузку и перейти на упрощенную систему налогообложения, что дополнительно дает возможность скрыть истинные объемы инвестиционной деятельности предприятий. Также на объем инвестиций в основной капитал существенно влияют методологические особенности статистического учета, эффект высокой базы, эффект санкций. Важно отметить, что статистика за 9 месяцев не является окончательной. Больше половины капитальных вложений отражаются в статистике за IV квартал. У нас есть основания ожидать положительную динамику по итогам года.
Владимир Попов
начальник отдела анализа проектов и формирования инвестполитики комитета по инвестициям СПб