Чиновники меняют полномочия. В Смольном уточнят деятельность комитета по контролю за имуществом

Автор фото: Тихонов Михаил

В КИО появился проект постановления, уточняющий деятельность комитета по контролю за имуществом (ККИ). Бизнес осознал, что прежняя активность ККИ в отношении ларьков оказывается как минимум спорной.

Разработанный КИО проект постановления правительства города уточняет сферу деятельности комитета по контролю за имуществом в части использования земельных участков под временную торговлю. Всего в городе, согласно Схеме размещения нестационарной розницы, более 8 тыс. участков, но договоры заключены примерно на 6,5 тыс. из них.

Двойной контроль

После учреждения в 2017 году комитета по контролю за имуществом порядок во временной торговле стал наводиться интенсивнее: незаконные и с устаревшими договорами ларьки сносили подведомственные ККИ структуры, а сами сотрудники комитета часто наведывались к тем, кто подал документы на продление договора, и проверяли павильон на соответствие площади, виду деятельности и даже субаренду мест и оборудования (что является, согласно федеральному законодательству, законным).
Предприниматели подавали на действия ККИ в суд — и очень часто выигрывали. Договор им в результате продлевали. Но не всегда.
Поэтому новость о проекте документа взволновала предпринимателей. Они поняли, что ККИ, возможно, действовал за пределами своих полномочий.
"ККИ добавляется в перечень ведомств, которые согласовывают включение новых участков в Схему нестационарной торговли, — пояснили в КИО, — это необходимо для того, чтобы комитет мог представлять заключения о том, что входящий в схему участок свободен или фактически незаконно используется".
По Земельному кодексу в Схему городской мелкой розницы должны включаться свободные участки — впоследствии их предоставляют бизнесу под временную торговлю.
Соответственно, если комитет по контролю за имуществом выяснит, что участок незаконно используется, то примет меры по его освобождению.
"Но если участок был включен в схему, однако по факту был занят, то мы не смогли бы предоставить его, пока он не был бы освобожден, — разъясняют свою логику в КИО, — поправки, наоборот, направлены на защиту интересов бизнеса". Однако не все предприниматели согласны с такой трактовкой.

Не все так просто

Владелец сети торговых киосков Юрий Рагулин считает, что ККИ сейчас действует не совсем законно.
"Дело в том, что при продлении договора в КИО арендатор представляет документ, составление которого он оплачивает в ГУИОН (управление инвентаризации и оценки недвижимости) — официальном органе, который располагает штатом квалифицированных специалистов и необходимым оборудованием, — рассказывает Юрий Рагулин. — Специалисты управления измеряют площадь участка и торгового объекта, составляют акт о виде деятельности — а потом вдруг приезжает комитет по контролю за имуществом и настаивает, что все это не имеет значения, объект сдвинут на 20 см вправо и потому незаконен".
Таким образом, предпринимателям непонятно, почему сейчас ККИ замеряет и инспектирует ларьки.
Возможно, его деятельность до принятия поправок в постановление № 1045 может быть оспорена.
Эксперты отмечают, что на практике расширение полномочий комитета по контролю за имуществом может привести к сокращению схемы. Эти опасения возникли, поскольку за время своей работы комитет успел продемонстрировать бизнесу различные способы административного воздействия: от штрафов до инициирования расторжения договоров.