Мини-яхты, дополненная реальность для общения на расстоянии и еда нового поколения. Как прошла "Биржа стартапов" №45

Ноябрьская "Биржа стартапов" снова собрала бизнес-ангелов и соискателей инвестиций в баре Kwakker. Инвесторы увидели презентацию мини-яхт, лазерных станков, CRM для малого и среднего бизнеса, полезные напитки и другие проекты. Три из шести стартапов получили приглашение на встречу от инвесторов. Особой популярностью пользовались мини-яхты: проект получил сразу четыре предзаказа на свою продукцию.

По традиции "Биржа стартапов" началась в 10 утра: в течение 2  часов шесть проектов презентовались перед 15 инвесторами, среди которых были Алексей Фурсов, Георгий Рыков, Мария Евневич, Михаил Раяк, Владимир Маринович, ФРИИ, "Ингрия", iDealMachine, СОБА и другие. Гонку стартапов выиграл проект Watty Глеба Бравермана, еще три проекта получили приглашения на встречу от потенциальных инвесторов. "ДП" представляет подборку проектов — участников ноябрьской "Биржи стартапов".

Cистема CRM на платформе 1С для малого бизнеса

"Биржа стартапов" началась с выступления проекта SrorVerk. Это серверная разработка CRM-системы, которую представил Андрей Кравцов. В проект вложено 20 млн рублей. Целевая аудитория сервиса — компании, испытывающие потребность в аналитике маркетинга и сборе данных об эффективности рекламных кампаний. "Рынок высококонкурентный, мы целимся в определенный портрет аудитории: нас интересуют b2b-компании с оборотом более 120 млн рублей", — пояснил представитель проекта Андрей Кравцов.
Есть продажи, оборот за 10 месяцев 2018 года составил 7 млн рублей. Кроме того, у компании есть подписанные контракты на будущие внедрения сервиса общей стоимостью 4,5 млн рублей. Сейчас команда ищет 7 млн рублей на маркетинг и доработку продукта, предлагая инвестору 40% компании. "Мы бурно растем, но надо расти еще быстрее. Надо вкладываться в маркетинг и усилить разработку. В первую очередь мы ищем профильного инвестора из IT", — говорит Андрей Кравцов.
Согласно расчетам, инвестиции должны вернуться через год, за 3 года ожидаемый доход может составить 23,4 млн рублей. "Мы позиционируем свой продукт как единый инструмент для фронт-офиса: менеджеров, маркетологов и руководителей, — поясняет предприниматель. — У нас опытная команда: наш технический директор реализовывал сложные проекты на 1C и веб-решения. А я более 20 лет участвовал в разных коммерческих проектах в самых разных отраслях".
Жюри оценило качество презентации, речь и опыт выступающего, однако выразило сомнение в том, что проект сможет развиться на таком конкурентном рынке. "Этот проект работает не то что в алом, а в красном океане, — заметил инвестор Вадим Баткин. — Там плавают акулы, которые в 3 секунды могут съесть стартап. Проекту нужно  выбрать отрасль и сегмент и сделать крутое нишевое решение там, где 1C работает плохо. И на этой аудитории стать лидером и впоследствии продаться тому же 1C. Второй вариант — придумать такую необычную фишку, которая создаст непреодолимый барьер в 2 года для других конкурентов".
"Облачная CRM — это интересная тема, но, как мне кажется, уже бесперспективная", — заметил Михаил Раяк, инвестор, ведущий эксперт ООО "Северо-Западный центр экспертиз". "Стартап плавает в таком "алом" океане, что выжить ему будет очень сложно. Я знаю, что многие акселераторы и бизнес-инкубаторы уже не берут CRM, потому что не верят в успех таких проектов из-за сложности их продвижения", — пояснила позицию жюри Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия".
"Рынок CRM быстро развивается в России, с одной стороны, с другой — очень мало на нем продуктов, решающих проблемы клиентов не по цене космолета. Предполагаю, что при качественном исполнении данная CRM может захватить существенную часть российского рынка автоматизации бизнес-процессов и стать в перспективе крупным игроком. Рекомендовано для инвестиций", — несмотря на общее настроение членов жюри, резюмировала Катерина Гамарджан, консультант в области подготовки и оценки инвестпроектов, управляющий партнер маркетингового агентства MarketMe.
Вторым на "Бирже стартапов" 23 ноября выступил Глеб Браверман.

Технология для взаимодействия пользователей в AR на расстоянии друг от друга

Стартап Watty Games Inc. основан в 2017 году Глебом Браверманом и Владиславом Водолазовым. Компания создала технологию мультиплеера для  игр и социальных сервисов с возможностью взаимодействия в AR (дополненной реальности) на расстоянии друг от друга. Существующие решения в этой отрасли, представленные Apple и Google, требуют присутствия игроков в одном месте.
Проект стал финалистом премии GoTech в номинации FunTech, штаб-квартира компании находится в Барселоне. В команде девять человек, в том числе разработчики из Wargaming, Social Quantum и Mail.ru. Ключевые продукты компании — мультиплеер Watty Remote (позволяет людям играть в одну AR-игру, физически находясь в разных местах), Watty Ghost Mode (возможность соревноваться с офлайн-игроками) и сервисы Watty Stream и Watty Replay, позволяющие создавать AR-трансляции и делиться AR-контентом с друзьями.
Проект уже привлек инвестиции $400 тыс. Среди инвесторов — резидент ESADE BAN и российский инвестор. "Сейчас мы привлекаем $1 млн при оценке компании $10 млн. Наши потенциальные покупатели — соцсети, технологические гиганты и игровые компании. Мы уже сейчас ведем переговоры о возможности интеграции наших технологий в продукты IT-корпораций", — говорит Глеб Браверман.
"Проект очень хорош. На рынке не так много компаний, которые занимаются AR- и VR-технологиями на том же уровне, что Watty. С точки зрения инвестиций это может быть очень сильная международная история, которая может дать 10-кратное увеличение на вложенный капитал. Потенциал огромный. Хотя и рисков, конечно, много", — отметила Луиза Александрова, председатель СОБА.
"Watty, конечно, производит большое впечатление. Кажется, что перед нами второй MSQRD (Masquerade) или что-то из той же весовой категории", — поддержал ее Вадим Баткин.
"С Глебом я знаком давно, проект двигается в правильном направлении, — отметил Михаил Раяк. — Готов показать проект испанцам, которые купили у меня Piligrim XXI. Я состыкую, они пообщаются и, думаю, найдут, о чем поговорить, так как испанские инвесторы как раз занимаются Ar и Vr. А Watty, будем честны, помощнее Piligrim XXI".
"Watty — проект отличный, хорошо его знаю. У стартапа точно все получится, можно не сомневаться в этом", — поддержала стартап Полина Лукьянова. "Видно, что проект масштабный и серьезный. Но столько понтов на выступлении я не видел давно", — признался Вячеслав Трактовенко, член совета директоров Банкирского дома "Санкт-Петербург". "Стиль его выступления похож на Оскара Хартмана, — заметил Вадим Баткин. — Заметно, что у Глеба большой опыт привлечения средств, много выступлений перед инвесторами. Это подкупает. Watty может серьезно взлететь".
После Глеба на импровизированную сцену в ресторане Kwakker вышел представитель проекта Gofoods Андрей Редуто.

Продукты питания нового поколения

Проект стартовал в августе 2016 года, сегодня в него вложено 9 млн рублей. Компания ищет инвестиции в виде займов под оборотные средства для развития бизнеса, во втором квартале 2019 года стартап планирует искать инвестиции для вывода новых продуктов — минимум 30 млн рублей.
"Мы основали бизнес в конце 2016 года, изначально это были две компании — Octa и Granolife, которые развивались параллельно. Одна компания занималась напитками на основе молока, которые заменяют прием пищи и содержат все необходимые витамины и минералы. Вторая — производством запеченных мюслей. Компании попали в акселератор PepsiCo Lab, войдя в топ-12 проектов, отобранных более чем из 300 заявок. В марте 2018 года они объединились в общую компанию. Продукты поставляются в "Азбуку вкуса", "Лента". До нового, 2019 года продукты появятся в сетях Billa, "Табрис", "Мираторг", после Нового года — в "Карусели" и других федеральных торговых сетях. Летом компания стала финалистом школы миллиардеров Forbes", — рассказал представитель стартапа Андрей Редуто.
В октябре оборот компании составил 2 млн рублей, в ноябре превысит 3 млн рублей, прогноз на декабрь — 5 млн рублей."У нас далекоидущие планы, на этом рынке есть две точки роста: дистрибуция и портфель продуктов. С двумя продуктами, к сожалению, не сделать большой бизнес. Его можно сделать, только если в портфеле будет большое количество продуктов. Сейчас мы работаем над созданием батончика под брендом Granolife, уже есть договор с одной из сетей. Параллельно мы разрабатываем функциональную воду под брендом Octa со специальным колпачком, содержащим все необходимые элементы для эффективной работы организма. Крышка скручивается так, что процесс смешивания элементов с водой запускает сам покупатель. Есть еще чуть более далекоидущие планы, но пока не буду об этом распространяться", — поясняет предприниматель.
Андрей Редуто работал в компании "Билайн" (занимался внедрением систем управления клиентским опытом), занимался бизнесом в сфере общепита (продано в декабре 2016 года). Еще один основатель компании Михаил Максимов работал в компании PepsiCo, в команде он является главным технологом. Коммерческий директор Роман Павленко до GoFoods трудился в компании "Очаково". Сергей Елисеев, генеральный директор компании, до того как заняться стартапом, успел поработать на руководящих должностях в ВТБ24 и Home Credit Bank. Среди менторов проекта много профессионалов  рынка FMCG, в том числе Владимир Садовин, президент компании "Азбука вкуса".
"Мы хотим достичь оборота миллиард рублей быстрее, чем это сделал Biofoodlab (производитель полезных снеков для детей и взрослых. — Ред.). Они это сделали за 6 лет, нам 2,5 года и надо успеть за 5. Поэтому у нас сейчас две основные потребности — займы, которые мы привлекаем для увеличения оборотных средств, чтобы выполнять имеющиеся заказы от сетей. Это короткие деньги, за которые мы не видим целесообразности отдавать долю в компании. Второе — это инвестиции в капитал. С января мы начинаем обсуждать условия привлечения средств для реализации целого пула новых продуктов", — пояснил предприниматель.
"Очень понравился проект, у меня есть идея, кто может его проинвестировать. Будем общаться. На рынке есть цикличность спроса, сейчас не та ситуация, когда надо делать ставку на премиум-продукты, все деньги сейчас в массовом сегменте. К тому же вопрос моды: то, что считается полезным сейчас, завтра может поменяться", — обратился к проекту Вадим Баткин.
"Миллиардный оборот такого проекта — это вопрос будущего. У проекта есть все для того, чтобы это случилось. Ниша выбрана правильно, стратегия тоже. Тренд на здоровую пищу огромный, потребность клиентов растет с каждым днем, к тому же на рынке большая нехватка отечественных продуктов в этой категории", — отметил Павел Боровой, генеральный директор ООО "Лидер".
"Для принятия решения по инвестициям в данном проекте необходимо исследовать спрос в данном сегменте именно на территории РФ. Считаю некорректными доводы, построенные на аналитике американского рынка продуктов, заменяющих пищу. Исторически культура питания в России и США катастрофически различается. Также на рынке уже существует достаточно много товаров-субститутов", — отметила Катерина Гамарджан. Следующим выступил Егор Потапов. Его выступление так понравилось жюри, что с "Биржи стартапов" он ушел с четырьмя заказами и одним приглашением на личную встречу от инвестора.

Производство мини-яхт на электрическом двигателе для детей и взрослых

Стартап запустился в этом году. Вложения составили 1 млн рублей, есть предзаказы. Команда стартапа разработала конструктор, который позволяет собрать собственную мини-яхту с электрическим двигателем. Проект также сам занимается производством уже готовых одно- и двухместных мини-яхт. Команда подала заявку на патент.
"Это фанерный конструктор на стяжках: отец с сыном могут собрать яхту сами. Если вы не хотите заниматься отделкой и покраской, у нас есть услуга, когда мы забираем получившуюся лодку и по дизайну клиента делаем все оснащение. Можно приобрести уже готовые модели — есть несколько комплектаций. Сейчас мы разрабатываем дистанционное управление, чтобы при помощи пульта родитель мог вернуть увлекшегося ребенка с середины озера на берег", — рассказал представитель проекта Егор Потапов.
Проект ищет 14 млн рублей, предлагая инвестору 25%. Деньги, по расчетам команды, вернутся инвестору через 2,5 года. Вложения пойдут на покупку станка, рекламу,  ФОТ, маркетинг и участие в профильных международных выставках в Эстонии и Финляндии.
Прямых конкурентов нет, есть косвенные, например Ugears. "Если в год продавать 300 мини-яхт, то за 3 года планируемая чистая прибыль составит более 75 млн рублей", — говорит предприниматель. Яхта выдерживает вес до 150 кг, вес самой лодки — 26 кг. Скорость развивает 5-7 км/ч. Запас хода — 5 часов.
Мария Евневич, член совета директоров "Максидома", отметила, что проект звучит интересно. "Приятно, что команда разрабатывает модуль, позволяющий управлять лодкой дистанционно: многих родителей смутит, что ребенок может уплыть на лодке на середину озера, команда таким образом снимает вопрос безопасности. Размер инвестиций, которые просит проект, надо пересмотреть. При текущей экономике это не бизнес, а приятное хобби", — заметила она.
"Больше всего из выступавших меня привлек проект мини-яхт, я точно куплю себе такую лодку. У таких необычных, оригинальных и экологичных лодок есть большой потенциал. У проекта скромные запросы по инвестициям, скоро команда это почувствует. С другой стороны, бизнес так и должен начинаться: сначала надо все попробовать самому, а потом просить миллиарды", — отметил Георгий Рыков, генеральный директор "БестЪ".
"Такую яхту куплю: буду плавать с сыном. Проект мне интересен, мы уже обменялись контактами и начали общаться. Я знаю, с кем познакомить стартап и что нужно сделать, чтобы проект начал быстро расти", — отметил Владимир Маринович, председатель совета директоров бизнес-школы "Вверх". Он известен по работе с компаниями Gett Taxi и "Улыбка радуги". "Крутая идея, но с маркетингом, цифрами и продвижением команде нужно что-то делать. Владимир Маринович точно поможет с этим проектом, его интерес к проекту придаст стартапу скорости. Вы просите на ФОТ и рекламу 5 млн, это для вас очень мало", — отметила Полина Лукьянова.
"Я рассматриваю этот проект с точки зрения конечного потребителя и точно куплю и двухместную, и одноместную лодку, чтобы работать с ребенком, — отметил Вячеслав Трактовенко. — Как бизнес не очень понимаю".
"Это настоящий стартап, все бизнесы начинаются в подвалах и гаражах. Достичь миллиардных оборотов на этом продукте не получится, но свою нишу проект точно займет. Если проект будет идти последовательно, можно предположить, что затем команда возьмется и за строительство суперъяхт", — отметил Павел Боровой, генеральный директор ООО "Лидер".
Николай Страх, управляющий партнер студии Func, отметил, что стартап сейчас больше похож на хобби, которое, однако, можно монетизировать. "Именно с такой подачи лучше давать информацию инвестору, так как если смотреть на проект с позиции больших цифр, он вызовет совсем другую реакцию. Четыре человека в жюри готовы купить вашу яхту — это хороший показатель", — отметил он.
"Классный продукт, интересный и приятный проект, хоть и не скажу, что у него нет конкурентов. Для команды конкуренты — это все альтернативные плавсредства и различные способы проведения водного досуга. С точки зрения инвестиционной привлекательности вам нужно быть более амбициозными. Надо "причесаться": внимательнее изучить рынок, посчитать цифры. Мне нравится, что вы сами разбираетесь в технологии и пришли к ней сами. Это всегда подкупает", — сказал Вадим Баткин.
"Отличная идея, дьявол, конечно, в деталях. Интересно посмотреть на то, как это сделано. Если взять детский отдел в ДЛТ и там будет стоять эта яхта, 30 штук в месяц вы точно сможете там продавать. Там ваш клиент", — заметил Андрей Зыков, инвестор, генеральный директор АО "Ленпромгаз". "Мини-яхты я бы, может, себе купил. Но я не уверен в перспективе водного рынка в России, вот за рубежом, например в Эстонии или Финляндии, это больше развито. Возможно, и инвестора надо искать там, а не здесь", — заметил Михаил Евдокимов, финансовый директор "Комфортел".
"Проекту нужно найти свой рынок и разобраться с его объемом, — заявила Луиза Александрова. — У проекта должны быть более амбициозные цифры, цели и задачи, чтобы эта история была интересна инвесторам. Сейчас это про другое. Стартап хорошо презентует свой продукт и сразу получил продажи. Но компанию продать не смогли. Надо поменять бизнес-модель и посчитать рынок. Проекту точно не хватит тех денег, которые он сейчас просит.  Вы еще не очень готовы к инвестициям".
Следующим выступил Евгений Ощепков. Он презентовал инвесторам свой новый проект iVent.

Сервис заказа праздника для b2c-сегмента

Новый стартап разрабатывают основатели компании iLocked (38 квестов, три иммерсивных театра, один музей в Петербурге, оборот — 120 млн рублей). Проект решает основные проблемы рынка организации праздников: отсутствие единого окна, где можно заказать все необходимое для праздника, непрозрачную политику ценообразования, отсутствие прозрачного рейтинга качества исполнителей услуг. Стартап привлекает 15 млн рублей первым траншем — на создание, запуск платформы-агрегатора, привлечение исполнителей. Уже в апреле 2019 года стартап планирует выйти на прибыль 1,2 млн рублей в месяц. Схема монетизации — комиссия с исполнителя, будь то площадка или артисты.
Сервис iVent позволит пользователю выбрать дату, формат и бюджет мероприятия, сформирует подходящее предложение и после внесения предоплаты сам забронирует все необходимое. Компания начала разработку онлайн–платформы на свои средства, но рассчитывает привлечь и стороннего инвестора. Первые вложения, по расчетам, должны составить 15 млн рублей. Уже в апреле 2019 года предприниматель рассчитывает выйти на прибыль 1,2 млн рублей в месяц, подключить 300 партнеров в Петербурге и Москве и проводить около 1 тыс. дней рождения. Точки безубыточности для iVent планируют достичь в октябре 2019 года. Схема монетизации — комиссия с исполнителя.
Достижению амбициозных планов стартапу, по расчетам основателей, должна помочь аудитория iLocked. Услугами компании пользуется 15 тыс. человек в месяц, а сайтами iLocked и GeniumPark — 80 тыс. человек в месяц. В год на площадках компании в Петербурге проходит около 500 праздников.
"За последние 2 месяца я организовывала два детских праздника, так что хорошо понимаю этот рынок. Ему очень нужна систематизация и оптимизация. Я взяла на заметку этот проект, у него большой потенциал. iLocked нам люди не чужие, учитывая их опыт, полагаю, что у них все может получиться и в этой нише", — заметила Мария Евневич. "Четко сформулирована потребность рынка, проблемы клиентов и конкурентов и то, каким образом команда будет их решать", — похвалил презентацию Павел Боровой.
"Нет никаких сомнений в предпринимательских качествах основателя проекта, это одно из ключевых преимуществ проекта. На опыте и харизме в проект точно можно привлечь деньги. Но есть диссонанс с оценкой необходимых вам инвестиций. Она не очень сочетается с венчурной логикой. То, что вы делаете, — это классический венчурный IT-проект. С этим стоит разобраться, чтобы говорить с инвестором на одном языке. Есть ощущение, что у команды чуть завышенные ожидания по показателям рентабельности. Агрегаторы — это двухсторонний бизнес, у них не бывает заявленной в бизнес-плане рентабельности. С точки зрения рынка это очень перспективная идея", — заявил Вадим Баткин.
"Очень перспективно. Основатели реалисты, это бросается в глаза. Другой момент: возможно, команде не нужны сейчас инвесторы: у них достаточно средств, чтобы начать проект самостоятельно. Скорее всего, инвестор присоединится тогда, когда проект запустится и нужны будут большие вложения на маркетинг", — отметил Георгий Рыков.
"Команда должна сделать MVP за свои деньги. Вам рано просить инвестиции. Рынок выбран правильно, получится ли это именно у вас, надо предоставить инвестору первые доказательства за свои деньги. Когда вы начнете масштабироваться и у вас будет хотя бы миллион рублей в месяц, инвесторы сами вас найдут", — отметила Луиза Александрова.
"Рынок агрегаторов в моем понимании сейчас довольно тяжелый. То, что у компании все получилось в квестах, вызывает уважение, вопрос — насколько этот опыт применим к новому проекту", — заявил Михаил Евдокимов.
"Рынок очень перспективный, выбранное направление для развития — особенно. Команда слишком оптимистично смотрит на то, какую часть ее опыта на смежном рынке можно перенести на соседний. Пересмотрите цифры на IT-разработку", — сказал Николай Страх.
"Абсолютно понятно, почему команда решила зайти в эту нишу. Профессионалы рынка увидели возможность и хотят сделать агрегатор, который упростит жизнь и клиентам, и заказчикам. Успех проекта будет зависеть от того, насколько сильные IT-компетенции будет иметь команда разработчиков. Сейчас это вряд ли профильная компетенция для компании, но я уверен, что проект ждет успех", — не согласился с ним Вячеслав Трактовенко.
"Идея отличная, я буду первым клиентом. И команда отличная, и лидер мне особенно импонирует. У него есть четкое понимание, что надо сделать и как. Есть фокус работы, а это на начальном этапе очень важно для успеха проекта", — заметил Андрей Зыков.
Последним проектом стал Laser label cut. Его инвесторам "Биржи стартапов" презентовала Елена Власова.

Лазерное оборудование для высечки полиграфической продукции без штампов

Проект запустился в феврале 2017 года, команда вложила в него 8 млн рублей. Есть продажи. Стартап является резидентом бизнес-инкубатора "Ингрия". Целевая аудитория — типография или производство, которым нужны небольшие тиражи, оперативность исполнения и при этом невысокая стоимость выполнения заказа.
Выручка компании за неполный 2018 год составляет 9,6 млн рублей, маржинальность каждой сделки — 60-70%. У команды есть опыт руководства типографией и опыт работы в крупных технических компаниях. Сейчас проект ищет 2 млн рублей на модернизацию комплектующих модулей лазерного станка. Средства вернутся инвестору через год.
"Я из отрасли и очень понимаю, о чем говорит Елена. Рынок оборудования сложный, надо выходить на международный и конкурировать с компаниями там. Если стартапу надо 2 млн рублей, то получать деньги на НИОКР надо в виде грантов. За инвестициями стоит идти, когда потенциальный рынок и амбиции будут больше", — заметила Луиза Александрова.
"Хороший проект, честная команда, есть продажи. Это не венчурная история: компания, конечно, не станет в будущем "единорогом", чья оценочная стоимость быстро взлетает до миллиарда долларов. Тем не менее это проект, который точно будет развиваться в своем темпе дальше. Мы уже выходим на грант фонда Бортника", — добавила Полина Лукьянова.
"Обидно, что проект презентовал на "Бирже стартапов" не собственник: диалог с инвесторами вышел бы на совершенно другой уровень, — заметил Михаил Евдокимов. — Здорово, когда в России разрабатывается оборудование, это позитивный тренд. Своих партнеров стартап найдет, не сомневаюсь".
Чтобы стать участником следующей "Биржи стартапов", надо отправить письмо с заявкой на адрес: anastasia.zhigach@yandex.ru. В теме письма указать слово "СТАРТАП", прикрепить презентацию или описание проекта, не забыть оставить свои контактные данные.

В жюри ноябрьской "Биржи стартапов" были:

1.  Мария Евневич, член совета директоров ООО "Максидом"
2.  Алексей Фурсов, президент "Евразия Холдинга"
3.  Георгий Рыков, генеральный директор "БестЪ"
4.  Владимир Маринович, председатель совета директоров бизнес-школы "Вверх"
5.  Николай Страх, управляющий партнер Func, партнер "IT Бизнес Брокер"
6. Павел Боровой, генеральный директор ООО "Лидер"
7.  Михаил Евдокимов, финансовый директор "Комфортел"
8.  Михаил Раяк, инвестор, ведущий эксперт ООО "Северо-Западный центр экспертиз"
9.  Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия"
10. Луиза Александрова, председатель НП "Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов"
11. Алексей Семёнов, инвестор, представитель СОБА
12. Эльдар Джавадов, владелец компании "Эдванс Медия", представитель бизнес-клуба при газете "Деловой Петербург"
13.  Елена Силинская, директор IdealMachine
14. Вячеслав Трактовенко, член совета директоров Банкирского дома "Санкт-Петербург"
15.  Вадим Баткин, инвестор
16. Андрей Зыков, инвестор, генеральный директор АО "Ленпромгаз"