Социальное предпринимательство и социальное проектирование. Связь с основной деятельностью бизнеса

Социальное предпринимательство — явление не новое для России, но еще не очень развитое. Определенная доля компаний на этом концентрирует свои силы и энергию. Какая–то часть компаний занимается социальными проектами, сочетая их со своим основным бизнесом. Статистика в данном вопросе размыта. Но этот новый экономический сегмент набирает обороты и дает большие выгоды и обществу, и бизнесу. Какие именно преференции у социального предпринимательства? Мы обсудили этот вопрос с Эмадом Салехом, президентом компании «Резиденс».

Важно отметить, что социальное предпринимательство кардинально отличается от благотворительности, меценатства и спонсорства. «Это бизнес, который окупается и приносит прибыль. Уровень рентабельности, как правило, более скромный по сравнению с типовыми отраслевыми сегментами экономики по причине соотношения больших затрат к незначительному объему самого бизнеса», — выразил свое мнение Эмад.
Имея в активе свой собственный капитал, перенаправляя прибыли от основной деятельности, или за счет привлеченных, кредитных средств (такое тоже актуально) бизнесмен открывает новую деятельность чаще всего, как говорят, по велению сердца. Опираясь на морально–нравственные ориентиры и социальные потребности общества, он, в частности, реализует свою духовную, лично человеческую миссию. Направлений для открытия и развития проектов множество. В обществе людей нет той сферы, где невозможно совершенствование.
При этом в настоящий момент, опять же судя по неполной статистике, приоритетными являются проекты в области экологии (от разработки упаковки до сбора мусора, от очистки земельных угодий до организации заповедников) и проекты в области культурного развития для различных возрастов и социальных групп.
Какие конкретно проблемы решаются, чьи потребности удовлетворяются? Это главные вопросы, которые задает себе будущий социальный предприниматель. Отсюда и направление деятельности, специализация. Важную роль играет команда единомышленников, которые создают важный и нужный для людей продукт или услугу.
Как отметил Эмад Салех, «примеров множество, успешных и узнаваемых». При этом все же немногие принимают решение о развитии своих компетенций в модели социального бизнеса.
«Почему мы говорим сейчас об этом? С целью пропаганды социальной активности бизнесменов? Нет, отнюдь. С целью констатации фактов, перечисления тех плюсов, в прагматичном ключе, которые получает бизнес, занимаясь социальным предпринимательством. И с целью показать, что получает общество. Я говорю только о тех компаниях, которые включили в свой перечень проектов еще один бизнес к основным видам деятельности», — сказал Эмад.
Начнем с репутационной составляющей. В наше время, не тратя рекламные бюджеты, а перенаправляя финансы в само социальное дело, компания зарабатывает себе доброе имя и повышает свой уровень узнаваемости и лояльности к ней на рынке.
Налоговые льготы — та вторая опция, которая может быть привлекательной для бизнесмена в социальной деятельности. Правда, здесь есть ряд ограничений для применения, в связи с тем что с 2010 года, согласно Федеральному Закону, социальным предпринимателем считается только некоммерческая организация (НКО). По сути, законодательной базы для этого направления нет. При этом в 2017 году Министерством экономики был направлен на согласование новый законопроект, по которому социальным предпринимателем может быть компания, в которой работают люди с ограниченными возможностями, одинокие матери, пенсионеры, выпускники детских домов и пр., и их доля в общем количестве работников должна быть не менее 30%. С этими условиями можно и нужно работать при создании бизнеса социальной ориентации. Эти компании попадают под налоговые льготы.
«Так как предпринимательская модель в корне отличается от аналогичных проектов в рамках спонсорской реализации или реализуемых государственными инстанциями, тиражируемость, развитие и финансовое благополучие бизнеса с большей вероятностью дают положительные плоды, так как работают рыночные механизмы», — отметил Э. Салех.
Предприниматели больше вовлечены в процесс бизнеса, их амбиции по достижению успеха не дают почвы для простого распределения благ среди нуждающихся, как это происходит в благотворительных или государственных адресных программах. Предпринимателю нужен цикл, успех, рост и т. д.
Эмад считает, что, «когда находится решение по снятию напряженности в обществе или потребности в какой–либо сфере, то развитие бизнеса не останавливается, оно интегрируется в другие регионы или другие группы людей». Это обусловлено прежде всего тем, что предприниматель в основе бизнеса использует другие технологии, алгоритмы, стандарты, модели, нежели госструктуры или благотворительные организации. В этом, несомненно, и кроется успех социальных предпринимательских проектов.
По оценке УК «Резиденс», на сегодняшний день в РФ действуют не более двух десятков тысяч бизнесов, относящихся к социальному предпринимательству. Так, например, многие в нашей стране знают о проблемах свалок, мусорных завалов и экологии, комфорта и безопасности проживания людей в ближайшей локации к местам нечистот. В настоящее время в разных стадиях жизненного цикла находятся бизнесы по утилизации отходов, запуск мусоросжигательных и перерабатывающих комплексов. Только за 2017–2018 годы в РФ было открыто более 200 предприятий. Из них около 60% вышли на срок возврата инвестиций и окупаемости в кратчайший период (согласно внутренней аналитике УК). Людям стало легче дышать, а у бизнеса появилось новое направление и другая экономическая целесообразность.
УК «Резиденс» консультирует и информационно помогает проектам в области адаптации и трудоустройства детей, выросших в детских домах. Их уровень понимания «типового мироустройства» порой находится в зачаточном состоянии, поэтому корректное погружение их в быт, социум, трудовой коллектив, отличный от атмосферы и уклада в детских домах, — очень важная социальная задача.
«Резиденс» информационно поддерживает компании, которые открывают магазины или услуги для малообеспеченных граждан. Починить обувь, подстричься или купить продукты по своему кошельку — таких форматов сейчас очень немного. По сути, социальный предприниматель, компенсируя недостаток предложений на рынке для этих слоев населения, решает отчасти задачи государственных структур по обеспечению достойного уровня жизни этих людей.
В области социального проектирования, считает Эмад Салех, возможно в одной конкретно взятой компании развить отдельный бизнес, относящийся к соцсегменту. Например, занимаясь производством с необходимостью утилизации полимеров или других опасных веществ, развивая и/или закупая технологию, компания может организовать дочерний бизнес, который будет решать эти проблемы и действовать в поле социального предпринимательства со всеми этическими и экономическими преференциями.
В настоящий момент часть компаний ведет социальное проектирование в области разработки технологий бережливого производства, развития инфраструктуры городов для людей с ограниченными возможностями, разработки методов обучения и развития детей с отсутствием зрения, слуха. Интересны проекты в области разработки на грани инженерии и медицинской реабилитации для инвалидов: коляски, кровати, транспортеры, ванны для купания и прочие бытовые конструкции для облегчения жизни не только больным, но и обслуживающему персоналу.
Интересны разработки по защите и сохранению комфортной жизни людей в городах с бездомными животными, в которых последние не менее незащищенные существа и имеющие право на достойные условия обитания. В вышеуказанных областях в 2018 году «Резиденс» оказало более 25 консультаций.
Эмад рассказал, что с 2016 года УК начала поддерживать предпринимателей социальных проектов, их начинания и бизнес. Как консалтинговая компания, «Резиденс» видит свою роль и небольшую миссию в том, чтобы помочь в организации сбора точных данных, информации для будущего социального бизнеса. Проводится «снятие» общественных запросов (первичные и вторичные данные), самостоятельный анализ и последующая передача итога обратившемуся предпринимателю. Отделы стратегического маркетинга и организационного развития в первую очередь реализуют для них информационно–методологическую составляющую будущего бизнеса. Другие департаменты «Резиденс» осуществляют консультационную помощь по различным функциональным областям, особенно юридические консультации.
Так как обращающиеся к нам в большей степени это малые или средние предприятия, то для них эти услуги оказываются на безвозмездной основе в случае, если первичная оценка проекта/бизнеса в «Резиденс» была сделана положительной. Никто не будет тратить свои ресурсы на пустые идеи. Мы также ценим свое время и силы. Но, если запрос актуален для общества в рамках социального предпринимательства, «Резиденс» открыт для помощи.
«Для нас это тоже социальный проект: мы помогаем своими компетенциями другим реализовать проект помощи обществу, т. е. помогаем сделать жизнь лучше, здоровее и безопаснее. В настоящее время мы работаем только с компаниями в Санкт–Петербурге, — отметил Эмад. — «Резиденс» не является крупным бизнесом, но свой посильный вклад также хочет внести в общее благо, считая этот экономический сегмент нужным и перспективным в РФ».