Деньги из прошлого. Вложения в антиквариат: престижная прибыль и моральное удовольствие

Автор фото: Евгений Асмолов
Российский рынок антиквариата считается одним из самых закрытых. Конфиденциальность здесь высоко ценится всеми участниками, а репутация бывает важнее формальных критериев профессионализма.

Инвесторы, а не продавцы

Согласно масштабному исследованию, проведенному в 2018 году консалтинговой группой Success Brand Management (SBM), сегодня объем российского рынка антиквариата составляет где–то 2–3% мирового. В денежном выражении это порядка $400–600 млн в год. Пик фиксировался где–то около 10 лет назад, когда обороты достигали $1 млрд. Проблема в том, что движение значительной части этих денег (что тогда, что сейчас) не отражено ни в каких документах, кроме разве что банковских выписок участников сделок.
Опрошенные "ДП" петербургские антиквары признают, что рынок, при всей своей кулуарности, "очень чувствителен к тому, что происходит за стенами наших магазинов". Соответственно, он серьезно пострадал от всех циклических кризисов. Самые свежие потрясения произошли 4 года назад. Это легко проследить по объемам продаж живописи, графики и скульптуры (самый массовый сегмент рынка — около 50%). По оценкам проекта ARTinvestment.RU, в 2013 году оборот российских аукционов достигал $21 млн, в 2014–м — $14 млн, а в 2015–м — едва $4,6 млн. Затем ситуация начала выравниваться, хотя и более скромными темпами: 2016 год — $7 млн, 2017–й — $8,7 млн.
Аналитики SBM отмечают, что кризис 2014–2015 годов повлиял на структуру спроса и предложения. В условиях, когда многие инвестиционные инструменты оказались нестабильны, именно антиквариат стал привлекательным активом. В результате сформировался рынок инвестора, а не продавца. Разве что вложения окупятся не ранее чем через 5–10 лет.

Аукционы не успели

В России сейчас работает около 800 антикварных магазинов и салонов. Примерно 300 из них находятся в Москве и Петербурге. Помимо этого продажи идут через арт–дилеров, которых в России, по оценкам антикварного дома "Гелос", не более 5 тыс. человек.
Довольно своеобразная ситуация сложилась в России с аукционами. Они стали популярны в начале 1990–х годов, когда рынок был еще сравнительно диким. Но кризис 1998 года ударил по ним очень сильно. Потребовалось достаточно продолжительное время, чтобы аукционы снова стали востребованы. Они начали набирать обороты поздновато, и их сильно подкосил новый кризис 2014–2015 годов. Поэтому крупных аукционов, подобных всемирно известным Sothbey’s или Christie’s, в России так и не появилось.
Сейчас салоны и аукционы конкурируют друг с другом без особого накала. В моде те, где продаются сравнительно недорогие вещи. К примеру, графика советских художников, монеты, памятные знаки. В Петербурге аукционные продажи по–прежнему менее популярны, чем в Москве.
Развитие интернет–площадок в России заметно отстает от общемирового. Дает себя знать привычка клиентов и арт–дилеров доверять только самим себе. А значит, предмет перед покупкой нужно обязательно увидеть и потрогать.

Ностальгия навынос

Все большую популярность (причем как у нас, так и за рубежом) приобретает советская живопись. Но если раньше наблюдался подкрашенный ностальгией по "красной империи" спрос на портреты вождей и агитплакаты, то теперь в цене салонные картины с пейзажами, интерьерами или жанровыми сценками.
Естественно, быстро растут в цене предметы, связанные с известными историческими личностями или событиями. К примеру, прошедший недавно 100–летний юбилей революции обеспечил востребованность таких специфических предметов, как фотографии особ императорской семьи.
Но для любого предмета в первую очередь важен провенанс (история владения). Если он находился, к примеру, в коллекции известного человека, это сразу даст +30% к цене.
Чтобы рассматривать предметы антиквариата и искусства в качестве инвестиционного актива, нужно погружаться в рынок и не экономить на экспертизе.
Покупка вслепую вполне может обернуться потерями под влиянием изменчивой моды. А уж на рынке современного искусства нужно обладать тончайшим чутьем, чтобы покупать то, что действительно будет расти в цене, а не забудется и обесценится послезавтра. С другой стороны, и самые безумные взлеты происходят именно здесь.
Выставка
Художников объединения "Мир искусства"
Выставка–проект "Ленинград Центра", подготовленная при содействии антикварной галереи "Петербург". В экспозицию входит порядка 50 графических и живописных портретов из крупных российских частных собраний. Выставка проходит сейчас в галерее "Ленинград Центра". Это первая глава трилогии, посвященной работам мирискусников.
Говоря об инвестициях в живопись, можно смело забыть о любимых художниках XVIII–XIX веков. Они почти недоступны, кроме того, риск получить фальсификат под видом подлинника вырастает невероятно. И в этом могут принимать участие весьма знающие люди — искусствоведы, музейщики, галеристы, художники. Реально доступны на рынке и в настоящее время явно недооценены — мастера второй половины XX века, например А. Грицай, М. Абакумов, Ю. Кугач. Предпочтительнее инвестировать в разные виды отечественного искусства — художественную мебель до 1850 года, фарфор (может быть, и европейский), художественное стекло, художественное оружие, художественные часы, курительные трубки, прижизненные издания известных писателей, издания с иллюстрациями известных художников — И. Билибина, Г. Нарбута, М. Добужинского, В. Фаворского, А. Кравченко, Ф. Константинова. Книги с экслибрисами художников. Еще доступно художественное литье в чугуне, реже в бронзе — Е. Лансере, В. Грачева, П. Трубецкого.
Андрей Комаров
эксперт АО "ФИНАМ" по инвестициям в предметы искусства
Сейчас рынок просел и пока еще не восстановился после 2014–2015 годов. Поэтому число покупателей немного сократилось. Но зато покупатель стал более качественным. Если до кризиса продавалось, условно, 15 предметов по 10 тыс., то сейчас может продаться один, но за 200 тыс. Средние и совсем простые вещи перестали быть нужны. Востребован только высший класс, исключительно топовые. Своеобразные "голубые фишки" на рынке антиквариата. Они всегда остаются в цене. Интерес знатоков оказывается сильнее любых кризисов. Инвестирование в искусство, с моей точки зрения, лучше, чем инвестирование в акции или облигации. Ведь даже если все обрушилось, обесценилось и упало, если рынка больше нет, то все равно при тебе останется источник эстетического наслаждения — предмет, которым можно любоваться. Покупка предметов искусства и старины — моральное удовольствие. Даже если ничего не заработал, то приобрел в процессе новые знания.
Светлана Честных
ведущий эксперт департамента по работе с антиквариатом и предметами искусства Российского аукционного дома