За архитектурой будущее. Мастерская Futura Architects за пять лет достигла оборота 50 млн рублей в год

Автор фото: Сергей Ермохин
Совладельцы Futura Architects Олег Манов (слева) и Дмитрий Андреев

За 5 лет работы архитектурная мастерская Futura Architects Олега Манова и Дмитрия Андреева спроектировала здания общей площадью более 1 млрд м2. Среди партнеров компании — ЛСР, RBI, "ЮИТ", "Строительный трест", Государственный жилищный фонд при президенте Казахстана. Оборот компании в 2017 году составил около 50 млн рублей.

Будущие партнеры по бизнесу Дмитрий Андреев и Олег Манов познакомились 8 лет назад: поставщик стройматериалов и архитектор вместе работали над одним и тем же проектом. "Я давно задумывался о своем бизнесе и предложил Олегу начать его вместе", — говорит Дмитрий Андреев.
В 2012 году на рынке появилось архитектурное бюро Futura Architects. К тому времени Дмитрий 15 лет проработал наемным сотрудником в отделах продаж, а Олег — 8,5 года архитектором в мастерской "Евгений Герасимов и партнеры". Стартовый капитал компании составил около 150 тыс. рублей. Роли в стартапе совладельцы распределили сразу: Дмитрий занялся поиском заказов и переговорами с клиентами, Олег — творческой составляющей.
Компания стала оказывать услуги по архитектурному и градостроительному проектированию, осуществлять авторский и технический надзор за строительством объектов, заниматься согласованием проектной документации. Сначала клиентами становились заказчики, которые знали предпринимателей еще в те времена, когда они работали по найму.
Первого крупного стороннего заказчика компания нашла благодаря изданию собственного архитектурного журнала. Оборот в первый год работы составил 800 тыс. рублей.
Сейчас в штате компании 20 специалистов. В год бюро выполняет примерно 30 проектов: это градостроительные комплексы, общественные пространства, жилые здания, культурные центры. География заказов широкая: Петербург, Казань, Пермь, Новосибирск, Белгород.
Примерно 60% заказов, которые выполняет бюро, приходится на архитектуру, 10% — на разработку интерьеров, остальные 30% — на благоустройство. "Сейчас заказчик покупает не просто квадратные метры, он сразу задает вопрос про общественное пространство, новые планировочные решения, функционал. Мне нравится эта тенденция. Рынок сам диктует такие условия: 2 года назад все было не так", — рассказывает Олег Манов.
Одна из самых востребованных в последнее время услуг — архитектурный консалтинг. Этот сервис позволяет заказчику увеличить эффективность использования земельного участка. Бюро анализирует ликвидность, компактность, энергоэффективность и коммерциализацию потенциальных планировочных решений, делает эскизы и подбирает лучший вариант. "Архитектура продает объект, придает ему дополнительную ценность и привлекательность", — подчеркивает Дмитрий Андреев.
Среди уже выполненных заказов — проект бульвара "Белые ночи" в ЖК "NewПитер" (за него бюро получило второе место на конкурсе "Зодчество 2017" в номинации "Открытые общественные пространства"), проект научно–исследовательского комплекса и бизнес–центра для Уралвагонзавода на шоссе Революции, архитектурная инсталляция "КПП–пункт охраны" в Кудрово (15–метровая конструкция из монолита). Самый большой бюджет за историю работы бюро составил 25 млн рублей, минимальный — 100 тыс. рублей.
"Мне нравится, что архитектура вокруг нас каждый день. Она влияет на наше поведение, мироощущение и настроение", — рассказывает Олег Манов.

Место для шага вперед

"На рынке архитектурных услуг Петербурга сформировался пул уже устоявшихся игроков. При этом новые игроки появляются регулярно. Чаще всего это выходцы из более крупных бюро, которые открывают свое дело. Реже это вход игроков извне — иностранцев, москвичей и компаний из регионов", — говорит Олег Дмитриев, директор по развитию "ABD architects Санкт–Петербург". Всего в городе насчитывается около 200 архитектурных бюро.
"Небольшие бюро оказываются более креативными и гибкими, что немаловажно для любого девелопера. Поэтому мы часто видим, как перспективное бюро занимается адаптацией решений международного игрока, победившего в конкурсе, или работает на субподряде у крупных отечественных архитекторов", — говорит Мария Николаева, глава бюро MAD Architects.
Вопрос выживаемости и роста таких компаний напрямую зависит от ключевых заказчиков, которые принимают их на работу. "На высокорисковом рынке проектирования зданий удержаться сложнее, так как молодое бюро может работать с одним заказчиком. В таких случаях задержки сдачи проекта, возникновение сложностей с финансированием, кассовые разрывы могут стать фатальными для небольшого игрока", — говорит Олег Дмитриев.
В то же время на более динамичном рынке коммерческих интерьеров возможна работа сразу с несколькими заказчиками. Конкуренция здесь очень высока, и заказчики чаще отдают предпочтение более опытным и сильным игрокам, поясняют эксперты.
"При этом на рынке интерьеров наработка портфолио происходит быстрее за счет более короткого жизненного цикла таких проектов, — говорит Олег Дмитриев. — Но и цена ошибки высока, так как репутация здесь играет ведущую роль".