Ноябрьская меланхолия. Как улучшить работоспособность коллектива осенью

Автор фото: Алена Марченко

Осенью весь рабочий настрой в коллективе может сойти на нет, и дело не столько в надвигающихся холодах, сколько в осенней меланхолии и стрессах на рабочем месте.

Петербург входит в тройку самых стрессовых городов России. По данным опроса HeadHunter, который компания проводила в 2017 году, четверть петербуржцев испытывают стресс на работе ежедневно. Для сравнения, в Москве этот показатель ниже — 22%.

Тайм-менеджмент и усталость

Стрессу и депрессиям подвержены работники в возрасте от 25 до 45 лет, причем молодые сотрудники страдают от этих явлений гораздо реже, чем их старшие коллеги. Тяжелее всего приходится работникам из сфер страхования, управления персоналом, туризма и закупок. А самые позитивные сотрудники работают в спортивной и фитнес-индустриях, либо в сфере безопасности или добычи сырья.
Половина опрошенных признались, что стараются избавиться от стресса с помощью хобби, 46% рассказали, что спасаются общением с друзьями. При этом каждый пятый работник принимает успокоительные, 16% — алкоголь, а лишь 4% — антидепрессанты. К психологу идут только 4% работников.
"Осенняя хандра далеко не миф. Всё это происходит от недостатка витамина D в нашем организме, это влечет за собой изменения гормонального фона и портит настроение. Световой день начинает сокращаться с приходом первых холодов и большую часть времени мы вынуждены проводить в сумерках", — рассказывает Татьяна Ильямакова, частный психолог-консультант и психоаналитик.
По ее словам, большим стрессом для организма является проживание в мегаполисе, а климат Петербурга, в котором мало световых дней, только ухудшает ситуацию.
При этом 33% работников указывают, что именно депрессия и плохое настроение стали причиной того, что их работоспособность снижается и они не могут выполнять полный объем своей работы в срок. Не помогают даже попытки грамотного тайм-менеджмента.
"Важным фактором сохранения положительного настроя в коллективе являются, в первую очередь, сами сотрудники. Если им комфортно работать друг с другом, если они совпадают по психотипу и особенностям характера — то конфликтов не возникнет. Но это, откровенно говоря, утопия. Даже самый опытный HR-профессионал не соберет команду "одинаковых" людей. Поэтому все более эффективным методом сегодня становятся деловые игры и фасилитации, в ходе которых можно выявить причину напряженных отношений в коллективе и, что самое главное, помочь сотрудникам самостоятельно найти решение проблемы", — советует Надежда Коротовских, президент HR-ассоциации.
В западной кадровой культуре принято уделять большое внимание психологическому здоровью коллектива, поэтому там зачастую можно встретить штатных психологов и терапевтов в компании. В России, по словам Коротовских, подобная практика есть только в крупных корпорациях, особенно из сферы торговли.
"Психологический климат в коллективе может отражаться и на общении сотрудников с внешней средой, оказывать влияние на имидж и репутацию компании", — обратила внимание она.
Ирина Жильникова, представитель HeadHunter по Северо-Западу, отметила, что в России существует некоторое недоверие к психотерапии, поэтому штатные психологи — дорогая редкость. Тем не менее нередко психологов привлекают к работе в удаленном формате.

Лечим хандру

Психолог Татьяна Ильямакова отмечает, что после окончания лета и сезона отпусков сотрудники понимают, что Новый год (а значит и отдых тоже) еще нескоро и поэтому у них возникает ощущение бессмысленности и бесполезности. Взбодрить коллектив можно, поставив им цель на ближайшие три месяца.
"Самый простой способ — это оживить обстановку в офисе визуально, начать можно с таких азов, как приобретение цветов и любых ярких вещей для офиса, начиная от чашек, штор, заканчивая новыми цветными канцтоварами", — добавила она.
Для личного психологического здоровья она советует потреблять большее количество фруктов, отрегулировать режим сна и пробуждения — вставать рано утром и гулять.
Ирина Жильникова из HeadHunter напоминает, что наблюдение за психологическим состоянием сотрудников не должно быть капризом начальства, это действительно важный фактор, влияющий на успех компании. Сейчас рынок труда испытывает кадровый голод квалифицированных работников, поэтому фокус многих компаний смещается на удержание персонала. При этом одной лишь финансовой мотивации для ключевых специалистов на местах сегодня недостаточно, важно развивать корпоративную культуру, заботиться о комплексном благополучии сотрудников.
Поэтому она советует следовать философии well-being, когда корпорация начинает заботиться обо всех аспектах жизни работника. По словам Жильниковой, толковых well-being программ в нашей стране пока не так много, как на Западе, но тенденции к росту и развитию есть.
"Суть не в том, чтобы купить сотрудникам абонементы в спортивные клубы, а организовать собственную корпоративную команду и привлечь профессионального тренера, способного объяснить, как правильно тренироваться, соблюдать режим и грамотно формировать пищевое поведение; на Новый год не дарить детям наборы конфет и шоколада, а пригласить детского психолога, который поможет разобраться родителям с существующими проблемами и вопросами в части воспитания подрастающего поколения; не заставлять сотрудников читать профессиональную литературу, а создать корпоративную электронную библиотеку с возможностью оставлять отзывы и рекомендации. Это поддержка со стороны работодателей не сколько финансовая, сколько интеллектуальная, именно well-being программы позволяют выстраивать гармоничные отношения между сотрудником и компанией", - подчеркнула она.