Анастасия Жигач Все статьи автора
21 октября 2018, 08:57 4959

От хобби к бизнесу: этапы развития и основные игроки веб-индустрии

Фото: Сергей Ермохин

Сфера веб–разработки претерпела существенные изменения. В 1990–х это было увлечение избранных, хобби для программистов. Понадобилось время, прежде чем хобби превратилось в активно развивающийся бизнес, услуги которого нужны всем.

Первые компании, предлагающие коммерческую веб–разработку, появились на границе нулевых и девяностых, рассказывает Никита Михеенков, директор по развитию компании Nimax. Изначально веб–технологии создавались как средство для обмена информацией в текстовом виде для любителей. Никто не предполагал, что придут профессионалы и такими простыми средствами, как HTML, начнут собирать сложные и изощренные проекты.

Петербургские программисты поборются за московские клиники

Петербургские программисты поборются за московские клиники

769
Светлана Белогубцева

Четыре этапа развития

"Взрыв веб–технологий произошел сильно позже, но в его основе лежало стремление веб–разработчиков делать все более сложно организованные, эффектные и интерактивные сайты. Так хобби переросло в профессию, — говорит Никита Михеенков. — Мы, например, работаем с 1999 года и помним, что на тот момент уже существовали несколько компаний, самой известной из которых была студия Лебедева".

"Энтузиасты–фрилансеры начали объединяться и создавать студии, поскольку качественная разработка и стабильной заработок на этой услуге невозможны без профессиональной команды", — объясняет Сергей Комнатный, генеральный директор Its.agency. — Спрос на услугу сформировали активные пользователи Интернета, увидевшие в нем потенциал для своего бизнеса. Те, кто регулярно бывал за рубежом, уже знали, как это работает, могли сравнить иностранные сайты, интернет–рекламу, провести параллель с собой".

Эксперты обычно выделяют четыре основные вехи развития рынка. В 1998–2003 годах веб–разработка была экзотической и высокотехнологичной услугой, ценность которой приходилось объяснять. В 2003–2007 годах спрос на нее стал расти, говорит Никита Михеенков. В 2007–2012 годах появляется новая экосистема услуг вокруг разработки: поддержка, SEO–продвижение, интернет–реклама и так далее. Наконец, в 2012–2018 годах широкое применение веб–технологий, от сайтов до практически любых систем и сервисов, значительно расширяет привычный уже для всех рынок веб–услуг.

Веб–разработка — это сложный бизнес: высокая конкуренция, высокие риски. Поэтому многие компании со временем диверсифицировались и предлагают клиентам целую экосистему сервисов вокруг сайта: SEO и интернет–реклама, поддержка, хостинг, разработка приложений. "Почти все веб–студии сейчас преобразовались в формат digital–агентств, — говорит Никита Михеенков. — Это помогает оказывать клиентам разные услуги и сохранять длительные взаимоотношения, что улучшает экономику компании".

Общий оборот веб–компаний, по данным CMS Magazine, в 2017 году составил 19,8 млрд рублей.

После ядерной войны

ПО для МФО. Программист Антон Бесщетников упрощает микрофинансовым организациям возврат займов

ПО для МФО. Программист Антон Бесщетников упрощает микрофинансовым организациям возврат займов

1220
Анастасия Жигач

Каждый из экономических кризисов больно бил по студиям, но ничего страшного, по словам отраслевых экспертов, так и не произошло: сильнейшие выживали, слабые уходили. "Студия по своей структуре довольно эластична и легко адаптируется к изменению спроса. Поэтому на нашем рынке есть шутка: после ядерной войны выживут не только тараканы, но и веб–студии", — объясняет Никита Михеенков.

Когда–то основной для веб–разработки сегмент, связанный с сайтами, сейчас становится все меньше — этот рынок в последние годы стагнирует. Однако активно растет число сложных высоконагруженных проектов, растет средний чек.

Самая выраженная черта этого рынка — фрагментированность. Веб–команды крайне сложно масштабируются. "В первую очередь из–за того, что большинство основателей компаний — бывшие специалисты, а не менеджеры. В результате мы имеем рынок из 6567 компаний от пяти до 20 человек и микрооборотами 1–2 млн рублей в месяц. Только редкие игроки вырастают до 50 и больше человек. В самых крупных компаниях работают 100–150 сотрудников", — поясняет Никита Михеенков.

Монополистов по разработке нет, все толкаются локтями в своих сегментах, отмечает Сергей Комнатный. "Так, выделились студии, которые специализируются, к примеру, на дизайне или на сложных высоконагруженных проектах. Другие заняли еще более узкую нишу и работают только с клиентами из определенных сфер, например недвижимости или фармацевтики", — поясняет эксперт.

Веб–разработка для мобильных

Рынок мобильной веб–разработки начал развиваться в 2008 году, когда появились магазины приложений App Store и Android Market (потом его переименовали в Google Play). В отличие от большого брата, мобильная разработка с самого начала воспринималась как бизнес–услуга, а не как хобби.

В это время появляются первые игры, примитивные новостные и геосоциальные сервисы, соцсети. Специалистов не было, студии еще не успели набраться опыта, но заказчиков уже было много: как из России, так и из других стран.

За 10 лет рынок преодолел огромный путь, обозначились лидеры с опытом и налаженными процессами. Среди них немало петербургских компаний: MobileUp, e–Legion, Touch Instinct. "Площадки разрешили сторонним разработчикам публиковать свои приложения. Сразу появились предприниматели, которым это было нужно, и команды, которые готовы были этим заняться. Многие студии разработки начинали с собственных продуктов и, получив опыт, брались за заказную. Мы в числе таких студий", — рассказывает Сергей Денисюк, основатель MobileUp.

Плоский дизайн

"С 2010 года появляются более сложные сервисы: для продаж билетов, отелей, банковские, покупка или заказ. Приложения начали делать все, потому что это стало модным: их заказывали даже производители косметики, торговые центры, автомобильные бренды", — вспоминает Сергей Денисюк.

В 2017 году, по данным Рейтинга Рунета и CMS Magazine, в России было зарегистрировано 610 компаний — мобильных разработчиков. "При этом общее количество разработанных ими приложений на iOS и Android составило 13,2 тыс., из которых 8,2 тыс. приходились на iOS", — говорит эксперт.

Примерные представления об объеме рынка можно сделать из исследования CNewsMobile. "Выручка 35 участников по итогам 2017 года достигла 5,03 млрд рублей, что на 26% больше, чем годом ранее (тогда совокупный показатель рейтинга равнялся 3,98 млрд рублей)", — рассуждает Сергей Денисюк. Российский рынок мобильной разработки продолжает и дальше демонстрировать двузначные темпы роста, внешних факторов для сдерживания этого роста нет. "Рынок веб–разработки прошел мучительный путь от выполнения любых клиентских капризов к качественной экспертизе, консалтингу, продажам и разработке. На заре большинство сайтов делалось из желания клиента быть модными и современными, без каких–либо требований бизнеса. Просили нарисовать бабочку или увеличить логотип. А потом еще раз увеличить. И еще раз. Но в какой–то момент набралась определенная масса знаний, опыта, клиенты стали больше прислушиваться к разработчикам, и ситуация начала меняться", — рассуждает Сергей Комнатный.

"Так что вместе с веб–рынком долгий путь прошли и наши клиенты — они стали профессиональными и очень хорошо формулируют сейчас свои задачи. Внутренние отделы разработки и маркетинга крупных компаний стали обгонять по компетенциям студийный рынок, и это одна из проблем последних лет. Впрочем, "дикие" клиенты все еще попадаются, но реже, и работать с ними никто не рвется: нет смысла испытывать терпение с трудом собранной команды ради одного заказа", — подытоживает Никита Михеенков.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама