Сфера веб–разработки претерпела существенные изменения. В 1990–х это было увлечение избранных, хобби для программистов. Понадобилось время, прежде чем хобби превратилось в активно развивающийся бизнес, услуги которого нужны всем.
Первые компании, предлагающие коммерческую веб–разработку, появились на границе нулевых и девяностых, рассказывает Никита Михеенков, директор по развитию компании Nimax. Изначально веб–технологии создавались как средство для обмена информацией в текстовом виде для любителей. Никто не предполагал, что придут профессионалы и такими простыми средствами, как HTML, начнут собирать сложные и изощренные проекты.
Четыре этапа развития
"Взрыв веб–технологий произошел сильно позже, но в его основе лежало стремление веб–разработчиков делать все более сложно организованные, эффектные и интерактивные сайты. Так хобби переросло в профессию, — говорит Никита Михеенков. — Мы, например, работаем с 1999 года и помним, что на тот момент уже существовали несколько компаний, самой известной из которых была студия Лебедева".
"Энтузиасты–фрилансеры начали объединяться и создавать студии, поскольку качественная разработка и стабильной заработок на этой услуге невозможны без профессиональной команды", — объясняет Сергей Комнатный, генеральный директор Its.agency. — Спрос на услугу сформировали активные пользователи Интернета, увидевшие в нем потенциал для своего бизнеса. Те, кто регулярно бывал за рубежом, уже знали, как это работает, могли сравнить иностранные сайты, интернет–рекламу, провести параллель с собой".
Эксперты обычно выделяют четыре основные вехи развития рынка. В 1998–2003 годах веб–разработка была экзотической и высокотехнологичной услугой, ценность которой приходилось объяснять. В 2003–2007 годах спрос на нее стал расти, говорит Никита Михеенков. В 2007–2012 годах появляется новая экосистема услуг вокруг разработки: поддержка, SEO–продвижение, интернет–реклама и так далее. Наконец, в 2012–2018 годах широкое применение веб–технологий, от сайтов до практически любых систем и сервисов, значительно расширяет привычный уже для всех рынок веб–услуг.
Веб–разработка — это сложный бизнес: высокая конкуренция, высокие риски. Поэтому многие компании со временем диверсифицировались и предлагают клиентам целую экосистему сервисов вокруг сайта: SEO и интернет–реклама, поддержка, хостинг, разработка приложений. "Почти все веб–студии сейчас преобразовались в формат digital–агентств, — говорит Никита Михеенков. — Это помогает оказывать клиентам разные услуги и сохранять длительные взаимоотношения, что улучшает экономику компании".
Общий оборот веб–компаний, по данным CMS Magazine, в 2017 году составил 19,8 млрд рублей.
После ядерной войны
Каждый из экономических кризисов больно бил по студиям, но ничего страшного, по словам отраслевых экспертов, так и не произошло: сильнейшие выживали, слабые уходили. "Студия по своей структуре довольно эластична и легко адаптируется к изменению спроса. Поэтому на нашем рынке есть шутка: после ядерной войны выживут не только тараканы, но и веб–студии", — объясняет Никита Михеенков.
Когда–то основной для веб–разработки сегмент, связанный с сайтами, сейчас становится все меньше — этот рынок в последние годы стагнирует. Однако активно растет число сложных высоконагруженных проектов, растет средний чек.
Самая выраженная черта этого рынка — фрагментированность. Веб–команды крайне сложно масштабируются. "В первую очередь из–за того, что большинство основателей компаний — бывшие специалисты, а не менеджеры. В результате мы имеем рынок из 6567 компаний от пяти до 20 человек и микрооборотами 1–2 млн рублей в месяц. Только редкие игроки вырастают до 50 и больше человек. В самых крупных компаниях работают 100–150 сотрудников", — поясняет Никита Михеенков.
Монополистов по разработке нет, все толкаются локтями в своих сегментах, отмечает Сергей Комнатный. "Так, выделились студии, которые специализируются, к примеру, на дизайне или на сложных высоконагруженных проектах. Другие заняли еще более узкую нишу и работают только с клиентами из определенных сфер, например недвижимости или фармацевтики", — поясняет эксперт.
Веб–разработка для мобильных
Рынок мобильной веб–разработки начал развиваться в 2008 году, когда появились магазины приложений App Store и Android Market (потом его переименовали в Google Play). В отличие от большого брата, мобильная разработка с самого начала воспринималась как бизнес–услуга, а не как хобби.
В это время появляются первые игры, примитивные новостные и геосоциальные сервисы, соцсети. Специалистов не было, студии еще не успели набраться опыта, но заказчиков уже было много: как из России, так и из других стран.
За 10 лет рынок преодолел огромный путь, обозначились лидеры с опытом и налаженными процессами. Среди них немало петербургских компаний: MobileUp, e–Legion, Touch Instinct. "Площадки разрешили сторонним разработчикам публиковать свои приложения. Сразу появились предприниматели, которым это было нужно, и команды, которые готовы были этим заняться. Многие студии разработки начинали с собственных продуктов и, получив опыт, брались за заказную. Мы в числе таких студий", — рассказывает Сергей Денисюк, основатель MobileUp.
Плоский дизайн
"С 2010 года появляются более сложные сервисы: для продаж билетов, отелей, банковские, покупка или заказ. Приложения начали делать все, потому что это стало модным: их заказывали даже производители косметики, торговые центры, автомобильные бренды", — вспоминает Сергей Денисюк.
В 2017 году, по данным Рейтинга Рунета и CMS Magazine, в России было зарегистрировано 610 компаний — мобильных разработчиков. "При этом общее количество разработанных ими приложений на iOS и Android составило 13,2 тыс., из которых 8,2 тыс. приходились на iOS", — говорит эксперт.
Примерные представления об объеме рынка можно сделать из исследования CNewsMobile. "Выручка 35 участников по итогам 2017 года достигла 5,03 млрд рублей, что на 26% больше, чем годом ранее (тогда совокупный показатель рейтинга равнялся 3,98 млрд рублей)", — рассуждает Сергей Денисюк. Российский рынок мобильной разработки продолжает и дальше демонстрировать двузначные темпы роста, внешних факторов для сдерживания этого роста нет. "Рынок веб–разработки прошел мучительный путь от выполнения любых клиентских капризов к качественной экспертизе, консалтингу, продажам и разработке. На заре большинство сайтов делалось из желания клиента быть модными и современными, без каких–либо требований бизнеса. Просили нарисовать бабочку или увеличить логотип. А потом еще раз увеличить. И еще раз. Но в какой–то момент набралась определенная масса знаний, опыта, клиенты стали больше прислушиваться к разработчикам, и ситуация начала меняться", — рассуждает Сергей Комнатный.
"Так что вместе с веб–рынком долгий путь прошли и наши клиенты — они стали профессиональными и очень хорошо формулируют сейчас свои задачи. Внутренние отделы разработки и маркетинга крупных компаний стали обгонять по компетенциям студийный рынок, и это одна из проблем последних лет. Впрочем, "дикие" клиенты все еще попадаются, но реже, и работать с ними никто не рвется: нет смысла испытывать терпение с трудом собранной команды ради одного заказа", — подытоживает Никита Михеенков.