Принципы социалистической торговли. Общепит и ретейл через четверть века

Автор фото: Антон Ваганов

Будущее сулит нам не только искусственное мясо, но и замену обладания пользованием.

Потребности в питании, желательно вкусном, равно как и модном и полезном, а также утоление страсти к покупкам — важные части жизни горожанина. «ДП» спросил ретейлеров и рестораторов о том, как изменится мир в сегментах их бизнеса и что станет с общепитом и торговлей через 25 лет.
Бургеры с искусственным мясом, которые уже есть в США, доберутся до России, и, возможно, их даже будет сложно отличить от настоящих. Стартап в Сан–Франциско выпустил жидкое веганское яйцо в бутылке (можно готовить скрембл) — вероятно, у нас появится что–то подобное. Рестораны демократичного сегмента станут еще более технологичными, им придется постоянно присут¬ствовать в цифровой жизни гостей: все меньше сотрудников будет участвовать в процессе приема заказа, бронирования и т. д. Премиальные рестораны процесс автоматизации затронет в меньшей степени — в них сохранится некий антураж начала XX века и более тесное общение между гостем и официантом. Система пользовательских рейтингов в сети усложнится: будет учитывать не только оценки гостей, но и другие факторы, например проведенное в заведении время.
Тимур Дмитриев
совладелец ресторанного холдинга Italy Group
Будет еще актуальнее автоматизация всех процессов. Возможно, в суши–барах за стойками будут повсеместно стоять суши–роботы, стритфуд будет представлен более обширно и постепенно вытеснит другие кэжуал–форматы. В фитнесе будет противостояние технических инноваций и направлений body&mind. В сфере услуг все технологии сервиса будут отточены и стандартизированы до совершенства. Человеческий фактор может уйти в прошлое.
Алексей Фурсов
президент холдинга «Евразия»
Кастомизация. Утилитарность. Социализм. Это три кита футуристического ретейла. Чтобы понять, как может все измениться в будущем, стоит оглянуться на 25 лет. Аналоговый мир кажется нам частью истории, а технологии развиваются в прогрессии уже далеко не арифметической. В среднесрочной перспективе мы получим развитие уже стартовавших трендов. Трансформируются основные дефиниции общества потребления. Ключевой в ретейле глагол «обладать» меняется на более социалистический «использовать». Иметь во владении — дорого и неудобно, издержки, связанные с со ¬держанием имущества, демонстрируют нам новые преимущества аренды. Вещь, которая была флагманом, быстро превращается в общедоступный образец. То есть мы начинаем жить в мире, где все пользуются одними и теми же продуктами. Еще один довольно очевидный тренд —персонификация, мы в скором времени сможем загрузить свои параметры, предпочтения, которые будут обновляться и дополняться исходя из нашего цифрового поведения. Одежда будет подбираться из индивидуальных особенностей, в рекомендации по ремонту жилья будут автоматически включены пожелания о высоте конструкций, которые будут коррелировать с ростом владельца. В сегменте DIY сохранится направление на экологичность, поскольку остро встанут проблемы нехватки питьевой воды и устойчивого развития в целом. Инженерные системы сбора дождевой воды поменяют архитектуру городов будущего. Квартиры будут все меньше, а технологический прогресс сделает данностью отказ от домов «на годы» в пользу напечатанного принтером жилья на условные 20 лет, которое демонтируется и используется снова в качестве вторсырья.
Алексей Федоров
управляющий партнер «220 Вольт»
25 лет — это и много, и мало. Пару десятилетий назад не было мобильного интернета и самих мобильных устройств, а сегодня есть почти у всех. Сама возможность онлайн–заказа была (интернет–магазины тоже), хотя не такие большие. Доставка по срокам и качеству уступала сегодняшней. Стало больше мобилизации, статистики и машинного обучения, автоматизации и роботизации. Наверное, через 25 лет «робокопы» на улицах еще не появятся. Верю, что с технологиями VR и AR можно будет работать без громоздкого оборудования. Представьте: вы надеваете специальные очки — замену и монитору, и смартфону, по состоянию пульса и кожи они определяют, нравится ли вам картинка на экране, пролистывают ненужные страницы каталога. размеры обуви и одежды с учетом пропорций считаны и переданы в магазин — он показывает в каталоге только подходящие именно вам либо вашим знакомым параметры. Гаджет сможет определять, что та или иная вещь пришла в негодность и ей надо найти замену. Устройство станет средством авторизации: по радужке глаз и голосу. На сайтах не понадобятся пароли и логины — их введет новая технология. Она же будет делать цифровые подписи. Не исключаю и изменений в финансовом секторе: появится новый формат для работы с вышеописанным устройством. Оно заменит банковские карты и традиционные средства платежей, что облегчит общение с покупателем. Выбор способа оплаты не будет стоять, а с помощью истории операций продавцы смогут понимать покупательную способность клиента и делать более качественные предложения. Поскольку новое устройство, как и современный навигатор, будет прекрасно знать, где вы чаще бываете, оно выберет способ доставки — с вашего разрешения. Общение с операторами call–центров заменит большая экспертиза ин¬формационных систем. Уже появляются беспилотные автомобили, пока много проблем с дорогами, но думаю, что в будущем для них будут отдельные магистрали. Пока не везде, но через несколько лет роботы–кладовщики на складах могут полностью заменить людей
Андрей Ревяшко
IT–директор Wildberries
Существенное влияние на продовольственную розницу окажут развитие технологий и кардинально меняющиеся привычки покупателей. Сегодня только сам покупатель точно знает, что ему нужно и что он хочет. Благодаря активному использованию больших данных и развитию искусственного интеллекта в перспективе 5–10 лет компьютеры (в том числе домашние голосовые ассистенты, роботы–помощники, холодильники, стиральные машины, умный дом) смогут определять наши потребности: что закончилось и сколько чего осталось. Искусственный интеллект на базе информации о наших предпочтениях и о предпочтениях других людей со схожим типом потребления сможет предсказывать, что может нам захотеться, и предлагать это в процессе шопинга. В будущем решение о покупке будет во многих случаях доверено электронным помощникам с искусственным интеллектом, что избавит от рутины заказа стандартного набора товаров повседневного спроса. Это повлияет и на то, откуда покупатели будут получать продукты питания. По некоторым оценкам, за прошедшие 25–30 лет стоимость роботов упала примерно на 75 % и стала сопоставимой со стоимостью рабочей силы в ретейле в западных странах, а их эффективность и уровень сложности выполняемых задач существенно возросли. Через 25 лет стоимость роботов, скорее всего, снизится еще на 50–75 %, что сделает их использование более выгодным даже в странах с дешевой рабочей силой. Большинство покупок впрок будут осуществляться роботизированными системами через dark store с доставкой домой, в пункты выдачи рядом с домом или локеры. Но магазины как явление не исчезнут, а переориентируются на предоставление «уникального покупательского опыта», «поиск сокровищ», удовлетворение миссии «докупить продуктов на сегодня», продажу готовой и вкусной еды. Физические магазины будут продавать уникальные, экспериментальные товары, ориентированные на эмоциональное, визуальное, тактильное и обонятельное воздействие на покупателя. В таких торговых объектах останутся люди, но их роль и функции существенно поменяются, сфокусируются на работе с покупателями. Кассиры будут не нужны, так как в течение 5–10 лет возможно полностью автоматизировать процесс чек–аута и выкладку товаров.
Вадим Капустин
директор по стратегииX5 Retail Group