Будущее сулит нам не только искусственное мясо, но и замену обладания пользованием.
Потребности в питании, желательно вкусном, равно как и модном и полезном, а также утоление страсти к покупкам — важные части жизни горожанина. «ДП» спросил ретейлеров и рестораторов о том, как изменится мир в сегментах их бизнеса и что станет с общепитом и торговлей через 25 лет.
“
Бургеры с искусственным мясом, которые уже есть в США, доберутся до России, и, возможно, их даже будет сложно отличить от настоящих. Стартап в Сан–Франциско выпустил жидкое веганское яйцо в бутылке (можно готовить скрембл) — вероятно, у нас появится что–то подобное. Рестораны демократичного сегмента станут еще более технологичными, им придется постоянно присут¬ствовать в цифровой жизни гостей: все меньше сотрудников будет участвовать в процессе приема заказа, бронирования и т. д. Премиальные рестораны процесс автоматизации затронет в меньшей степени — в них сохранится некий антураж начала XX века и более тесное общение между гостем и официантом. Система пользовательских рейтингов в сети усложнится: будет учитывать не только оценки гостей, но и другие факторы, например проведенное в заведении время.
Тимур Дмитриев
совладелец ресторанного холдинга Italy Group
“
Будет еще актуальнее автоматизация всех процессов. Возможно, в суши–барах за стойками будут повсеместно стоять суши–роботы, стритфуд будет представлен более обширно и постепенно вытеснит другие кэжуал–форматы. В фитнесе будет противостояние технических инноваций и направлений body&mind. В сфере услуг все технологии сервиса будут отточены и стандартизированы до совершенства. Человеческий фактор может уйти в прошлое.
Алексей Фурсов
президент холдинга «Евразия»
“
Кастомизация. Утилитарность. Социализм. Это три кита футуристического ретейла. Чтобы понять, как может все измениться в будущем, стоит оглянуться на 25 лет. Аналоговый мир кажется нам частью истории, а технологии развиваются в прогрессии уже далеко не арифметической. В среднесрочной перспективе мы получим развитие уже стартовавших трендов.
Трансформируются основные дефиниции общества потребления. Ключевой в ретейле глагол «обладать» меняется на более социалистический «использовать». Иметь во владении — дорого и неудобно, издержки, связанные с со ¬держанием имущества, демонстрируют нам новые преимущества аренды. Вещь, которая была флагманом, быстро превращается в общедоступный образец. То есть мы начинаем жить в мире, где все пользуются одними и теми же продуктами.
Еще один довольно очевидный тренд —персонификация, мы в скором времени сможем загрузить свои параметры, предпочтения, которые будут обновляться и дополняться исходя из нашего цифрового поведения. Одежда будет подбираться из индивидуальных особенностей, в рекомендации по ремонту жилья будут автоматически включены пожелания о высоте конструкций, которые будут коррелировать с ростом владельца. В сегменте DIY сохранится направление на экологичность, поскольку остро встанут проблемы нехватки питьевой воды и устойчивого развития в целом. Инженерные системы сбора дождевой воды поменяют архитектуру городов будущего. Квартиры будут все меньше, а технологический прогресс сделает данностью отказ от домов «на годы» в пользу напечатанного принтером жилья на условные 20 лет, которое демонтируется и используется снова в качестве вторсырья.
Алексей Федоров
управляющий партнер «220 Вольт»
“
25 лет — это и много, и мало. Пару десятилетий назад не было мобильного интернета и самих мобильных устройств, а сегодня есть почти у всех. Сама возможность онлайн–заказа была (интернет–магазины тоже), хотя не такие большие. Доставка по срокам и качеству уступала сегодняшней. Стало больше мобилизации, статистики и машинного обучения, автоматизации и роботизации.
Наверное, через 25 лет «робокопы» на улицах еще не появятся. Верю, что с технологиями VR и AR можно будет работать без громоздкого оборудования. Представьте: вы надеваете специальные очки — замену и монитору, и смартфону, по состоянию пульса и кожи они определяют, нравится ли вам картинка на экране, пролистывают ненужные страницы каталога. размеры обуви и одежды с учетом пропорций считаны и переданы в магазин — он показывает в каталоге только подходящие именно вам либо вашим знакомым параметры. Гаджет сможет определять, что та или иная вещь пришла в негодность и ей надо найти замену.
Устройство станет средством авторизации: по радужке глаз и голосу. На сайтах не понадобятся пароли и логины — их введет новая технология. Она же будет делать цифровые подписи.
Не исключаю и изменений в финансовом секторе: появится новый формат для работы с вышеописанным устройством. Оно заменит банковские карты и традиционные средства платежей, что облегчит общение с покупателем. Выбор способа оплаты не будет стоять, а с помощью истории операций продавцы смогут понимать покупательную способность клиента и делать более качественные предложения.
Поскольку новое устройство, как и современный навигатор, будет прекрасно знать, где вы чаще бываете, оно выберет способ доставки — с вашего разрешения. Общение с операторами call–центров заменит большая экспертиза ин¬формационных систем. Уже появляются беспилотные автомобили, пока много проблем с дорогами, но думаю, что в будущем для них будут отдельные магистрали.
Пока не везде, но через несколько лет роботы–кладовщики на складах могут полностью заменить людей
Андрей Ревяшко
IT–директор Wildberries
“
Существенное влияние на продовольственную розницу окажут развитие технологий и кардинально меняющиеся привычки покупателей. Сегодня только сам покупатель точно знает, что ему нужно и что он хочет. Благодаря активному использованию больших данных и развитию искусственного интеллекта в перспективе 5–10 лет компьютеры (в том числе домашние голосовые ассистенты, роботы–помощники, холодильники, стиральные машины, умный дом) смогут определять наши потребности: что закончилось и сколько чего осталось.
Искусственный интеллект на базе информации о наших предпочтениях и о предпочтениях других людей со схожим типом потребления сможет предсказывать, что может нам захотеться, и предлагать это в процессе шопинга. В будущем решение о покупке будет во многих случаях доверено электронным помощникам с искусственным интеллектом, что избавит от рутины заказа стандартного набора товаров повседневного спроса.
Это повлияет и на то, откуда покупатели будут получать продукты питания. По некоторым оценкам, за прошедшие 25–30 лет стоимость роботов упала примерно на 75 % и стала сопоставимой со стоимостью рабочей силы в ретейле в западных странах, а их эффективность и уровень сложности выполняемых задач существенно возросли. Через 25 лет стоимость роботов, скорее всего, снизится еще на 50–75 %, что сделает их использование более выгодным даже в странах с дешевой рабочей силой. Большинство покупок впрок будут осуществляться роботизированными системами через dark store с доставкой домой, в пункты выдачи рядом с домом или локеры.
Но магазины как явление не исчезнут, а переориентируются на предоставление «уникального покупательского опыта», «поиск сокровищ», удовлетворение миссии «докупить продуктов на сегодня», продажу готовой и вкусной еды. Физические магазины будут продавать уникальные, экспериментальные товары, ориентированные на эмоциональное, визуальное, тактильное и обонятельное воздействие на покупателя. В таких торговых объектах останутся люди, но их роль и функции существенно поменяются, сфокусируются на работе с покупателями. Кассиры будут не нужны, так как в течение 5–10 лет возможно полностью автоматизировать процесс чек–аута и выкладку товаров.
Вадим Капустин
директор по стратегииX5 Retail Group