Ко дню рождения Д.Д. Шостаковича по традиции проснулась наша филармония, в полную силу заработал конвейер Мариинского театра, да и клубная жизнь расцветает на осеннем холодке. К нам едут сразу два немецких псевдосредневековых фолк–роковых коллектива: классики жанра In Extrеmo выступают 22–го, а ребятки помоложе и помягче — Faun — 28 сентября. О рифмах академической и французской — в следующих абзацах нашего необъективного и необязательного обзора.
Клуб Zal: Perturbator
Забавно получается: во–первых, к нам едет французский "возмутитель спокойствия" (так переводится название проекта Perturbator) Джеймс Кент. Сын почтенного музыкального критика совсем недавно прославился любовью к химической синтезаторной музычке 1980–х годов, старинным компьютерным играм и кинокиберпанку вроде "Бегущего по лезвию". Его аналоговые синтезаторы издают довольно смешные звуки, но сшиты они в жесткие, энергичные и злые полотна. Недаром проект издается на металлическом лейбле Blood Music и выступает на индастриал–фестивалях. Бодрящий, ироничный и ядовитый ретро–нуар.
Когда: 22 сентября
The Place: Trisomie 21
Буквально на следующий день после француза, реконструирующего синти–нуар 1980–х, выступают французы, которые этот самый синти–нуар в 1980–е создали. Классики coldwave группа Trisomie 21 — это братья Филипп и Эрве Ломпре, начавшие музыкальную карьеру в 1981 году. Синтезаторные звучки, которые сейчас кажутся такими очаровашками, для них были самым суровым постпанковым делом на свете. Как истинно независимые творцы, братья занимались музыкой то шатко, то валко — и за несколько десятилетий не утратили аутентичной юношеской мизантропии. В последнем альбоме 2017 года Elegance Never Dies треки группы, названной в честь синдрома Дауна, обрели–таки новомодный объемный саунд, но сохранили олдскульную резкость выражений.
Когда: 23 сентября
Малый зал филармонии: Шостакович, Десятников. 24 прелюдии для фортепиано
Филармония начинает сезон едва ли не главной премьерой года! Полина Осетинская и Алексей Гориболь вместе с 24 прелюдиями Дмитрия Шостаковича сыграют — впервые в Петербурге — новый фортепианный цикл Леонида Десятникова, и пропустить эту радость ну вообще никак нельзя. Часть его 24 прелюдий для фортепиано — они же "Буковинские песни" — с пылу с жару, прямо с композиторского письменного стола поставил в Нью–Йорке Алексей Ратманский. Мало кто из нас видел этот балет. Едва ли многие побывали на премьере всего цикла в Лондоне или Перми, так что слушать надо сейчас. Леонид Десятников кивает на Шостаковича как на ориентир, с любовью говорит о еврейско–украинско–балканистом фольклоре Буковины, но ждать стоит, как обычно, всей истории европейской музыки. И катарсиса.
Когда: 25 сентября
Малый зал филармонии: Игорь Рогалев. Авторский вечер
Еще один петербургский композитор, работающий с нашей общей музыкальной памятью, предрассудками и предубеждениями, привычками и фобиями, празднует 70–летие концертом под очень точным названием "Упражнения во времени".
Там, где Десятников въедлив и отстранен, Рогалев обаятелен и лиричен, предпочитает мягкий юмор постмодернистской двусмысленной усмешке.
На его авторском вечере играть и петь будут все–все–все: "ПетРо Дуэт" его дочери, камерный хор и оркестр, фольклорный ансамбль, Ольга Кондина, Сергей Ролдугин. Программа собрана пестрая, но связная: от "Ангела" до "Хармсова поля".
Когда: 28 сентября
Концертный зал "Мариинский": Джаз в Мариинском. Alice
Если вы любитель кроличьих нор — вам сюда. Самым загадочным концертом недели заведует коллектив "Барокко–jazz", в котором лучший петербургский барочный скрипач Сергей Фильченко смешивает (но не взбалтывает) Вивальди, Корелли и Генделя с интеллигентным джазовым роялем Алексея Филимонова. Нельзя сказать, что коктейли всегда получаются гармоничные.
А тут еще Льюис Кэрролл в исполнении совсем не барочного сопрано Анны Денисовой, детский хор и струнный оркестр театра с железными нервами и струнами.
Но чем дальше — тем любопытственней. Возможно, опус Алексея Филимонова — прорыв в области кроссовера, исходные данные для этого есть.
Когда: 28 сентября