Антон Тарануха Все статьи автора
3 сентября 2018, 16:48 12993

"Албина ввели в заблуждение". Мифический миллиард разрушил мозаику Фрунзенского радиуса

Фото: Коллаж Алены Марченко

Фрунзенский радиус рискует превратиться в новую "Зенит-арену" с постоянным переносом сроков ввода и раздутым бюджетом. В Смольном не хотят подобного развития событий: Игорь Албин уже дал команду сэкономить миллиард рублей на художественном оформлении. Крайними оказались мастера по мозаике. Они категорически не согласны с позицией чиновника и озвученной им суммой.

Как стало известно "Деловому Петербургу", подрядчики "Метростроя" просрочили выплату аванса на создание мозаичных панно для новых станций Фрунзенского радиуса. С сентября наступил крайний срок, когда условия договора можно признать нарушенными. Учитывая накопившиеся долги за уже выполненные работы, петербургская компания "Смальта Мозаика", в портфолио которой числятся композиции на "Площади Александра Невского", "Адмиралтейской", "Спортивной", "Комендантском проспекте", "Звенигородской" и множестве других станций, окончательно отказалась вести дела с ненадежными партнерами.

Новые станции метро поднимут ставки аренды во Фрунзенском и Приморском районах

Новые станции метро поднимут ставки аренды во Фрунзенском и Приморском районах

3526
Елена Домброва, Наталья Модель

Художники подчеркивают, что главной причиной разрыва отношений стало не длительное отсутствие денег, а сомнительные схемы, через которые ведется финансирование субподрядчиков. Кроме того, мастера утверждают, что из-за сложной системы распределения бюджетных средств и наличия фирм-прослоек до вице-губернатора Петербурга Игоря Албина дошла неверная информация о стоимости мозаики. Она оценивается не в миллиард рублей, как заявил чиновник во время последнего объезда Фрунзенского радиуса, а в 3-4 раза меньше. По данным "ДП", речь идет о 300 млн рублей.

"Прекратите хулиганить"

На станционных комплексах Фрунзенского радиуса "Проспект Славы", "Дунайский проспект", "Южная" ("Шушары") и электродепо "Южное" Игорь Албин побывал в конце августа. Во время последней инспекции он возмутился состоянием дел. По ряду работ им было зафиксировано отставание от производственной программы. Количество рабочей силы оказалось слишком мало: по плану на объектах должно трудиться 1790 человек, фактически — 434. Также был сорван срок передачи площадок для благоустройства. Одновременно с этим чиновник заметил растущую кредиторскую задолженность ОАО "Метрострой" перед поставщиками. В контексте недобросовестных подрядчиков и была произнесена фраза о сверхдорогой мозаике.

"Еще на вводе "Беговой" и "Новокрестовской" было сказано: "Прекратите хулиганить". С осветительным оборудованием, силовым кабелем непонятного производства, которые потом тестируют в моменте запуска! Мозаика стоимостью миллиард! Я дал поручение комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) рассмотреть вопрос замещения мозаики стоимостью 1 млрд рублей на художественное стекло. Нужно показать экономию и отработать с проектировщиком. Тоже какая-то кэптивная компания (дочерняя компания, организуемая для финансирования закупок потребительских товаров у материнской компании. — Ред.), которая изображает из себя высокохудожественные материалы, а потом фонит в средствах массовой информации. Да, метро красивое, современное, надежное, безопасное и комфортное, но за реальные деньги! У нас нет лишних средств, все должно быть разумно. Поэтому ни мозаика на миллиард, ни светильники за 300 млн городу не нужны", — заявил Албин.

Представители "Смальта Мозаика" в разговоре с "ДП" опровергли озвученную Албиным стоимость. "Никогда за работы по художественному оформлению не брали более 1-3% от общей суммы контракта. Ни на какой миллиард рублей мы не претендуем. Речь идет о сумме на несколько порядков меньше. Игоря Албина ввели в заблуждение", — отметили художники.

По их словам, экономия на художественном оформлении обернется еще большими затратами. Во-первых, необходимо будет заново переделывать проект и согласовывать документацию. Во-вторых, оплачивать стекло и работы по установке художественной отделки все равно придется. Между тем за выполненную работу с компанией "Смальта Мозаика" до сих пор до конца не рассчитались, при этом большая часть панно изготовлена и готова к монтажу.

Смольный откажется от мозаики на станциях Фрунзенского радиуса и увеличит сумму контракта

Смольный откажется от мозаики на станциях Фрунзенского радиуса и увеличит сумму контракта

526

"Не дожидаясь перитонитов"

По информации "ДП", смета на мозаику для Фрунзенского радиуса включает затраты на сумму около 300 млн рублей. Намного больше Смольный может сэкономить при урегулировании тарифных вопросов. Так, уже в понедельник, 3 сентября, в правительстве Петербурга прошло заседание правления по проблеме установления размера платы за технологическое присоединение и подключение энергопринимающих устройств к электрическим сетям ПАО "Ленэнерго". Для нового участка метрополитена и электродепо "Южное" составили индивидуальный проект на 2018-2023 годы. Игорь Албин подтвердил, что благодаря тарифному органу удалось добиться экономии более 1 млрд рублей бюджетных средств.

"Дано указание жестко сокращать смету и резать по живому, как говорится, "не дожидаясь перитонитов". Все ради того, чтобы не повторить историю с "Зенит-ареной" и авралом на Невско-Василеостровской линии. Албин не хочет ассоциироваться с проектами-долгостроями, а Фрунзенская линия рискует превратиться в очередную черную дыру для бюджета", — рассказали собеседники "ДП" в транспортном блоке Смольного.

Ход работы над мозаичным панно для станции "Проспект Славы"
Ход работы над мозаичным панно для станции "Проспект Славы"
Фото: Павел Долганов, smaltamosaic.com

Три новые станции Фрунзенского радиуса и электродепо по контракту необходимо ввести в эксплуатацию в декабре 2018 году. Изначально подряд на строительство был заключен на 26 млрд рублей, при этом Главгосэкспертиза одобряла проект на 35 млрд рублей. Тем не менее, "Метрострой" взялся за работу. Из-за инфляции, подорожания материалов и нехватки средств губернатор Петербурга Георгий Полтавченко в марте 2018 года распорядился перенаправить деньги, выделенные Красносельско-Калининской и Правобережной линии, на достройку Фрунзенского радиуса.

В итоге общая стоимость подряда достигла почти 30 млрд рублей. На прошлой неделе в КРТИ подготовили новый пакет документов для увеличения цены госконтракта. Дополнительные деньги, полагают в администрации, помогут ускорить работы и сдать работу к декабрю.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Кто устраивает саботаж

В "Смальта Мозаика" заверяют, что при наличии нормального финансирования о срыве сроков по Фрунзенскому радиусу никто бы и не подумал. Главная проблема — в компаниях-прослойках, через которые вынуждены работать и многие другие участники стройки. "Нас вынуждают работать через субподрядные организации "Метростроя". В 2015 году заключался контракт с компанией "Стоун Айленд", потом попросили разорвать договор и перезаключить сделку с "Циклон-КЗС". Эта фирма вообще была создана 1,5 года назад, у них среди видов деятельности указана чуть ли не торговля помидорами. Они не оплачивают выполненные работы и не авансируют. Просят подождать по 4 месяца, мол, осталось совсем немного. Но мы не хотим участвовать в каких-то сомнительных схемах. Понимаем, что нас же потом выставят крайними и скажут: "Кто-то устраивает саботаж". Но дело не в деньгах", — уверяют художники.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

По данным базы СПАРК, "Циклон-КЗС" действительно был зарегистрирован в конце 2016 года. Основной вид деятельности — строительство жилых и нежилых зданий. Количество персонала — 67 человек, выручка по последнему отчетному году составила 17 млн рублей, чистая прибыль — 80 тыс. рублей. Руководителем компании числится Тамази Хухунаишвили, ничем кроме этой фирмы не владеющий. В бенефициарах указан Анатолий Болотов — совладелец стройфирмы ООО "Северная Венеция", ветеринарии "Зоолайф", Агентства сопровождения и консультаций и других небольших компаний.

В ответ на просьбу о комментарии в "Циклон-КЗС" заявили, что компания была перепродана полгода назад. Сообщать имена новых собственников бизнеса и вести дальнейший разговор там отказались. В корпоративном издании "Метростроя" упоминание "Циклона" встречается в июльском номере. Эта компания занимается прокладкой инженерных систем — водоснабжения, канализации, слаботочки, силовых трасс, вентиляции и т. д. Все системы на середину лета были в разной степени готовности: что-то монтировалось, но в основном наблюдались проблемы с закупками дорогостоящего оборудования.

По словам руководителя производства работ и начальника проекта второй очереди Фрунзенского радиуса Алексея Смирнова, "Циклон-КЗС" выбран общим подрядчиком по инженерной части на всех трех станциях. Компании дали право самостоятельно нанимать своих подрядчиков и работать по всем трем станционным комплексам, кроме некоторых объемов. "Сложно сказать, — ответил Смирнов на вопрос о том, хватит ли у "Циклона" ресурсов, чтобы выполнить обязательства. — Мы должны обеспечить его деньгами на материалы и оборудование. Для этого и необходим этот и последующие авансы. Работы много, все монтажи сложные, с каждым годом внедряется все больше антитеррористических систем, которые, кстати, на этих станциях проектом не учтены — тоже предстоят дополнительные расходы".

Главный инженер "ТО-3" Виктор Тишкин отсутствие авансов объяснил тем, что "неактуальная" Фрунзенская линия осталась за бортом футбольного чемпионата, а когда пришло время — стало слишком поздно. "Подрядчикам надо платить авансы! Тогда они купят материалы и выйдут на работу. Без денег — не купят и не выйдут. А время-то бежит. Чтобы смонтировать и пустить инженерку, нужно не менее 4 месяцев. Даже если деньги упадут завтра, то это будет уже середина октября. И то при условии, что все "затарились" и оборудование лежит на складе. А если нет? А если поставки — через пару месяцев после оплаты? С таким финансированием можно окончательно похоронить строительство метро в Петербурге, а это уже, господа, преступление", — говорит Тишкин на страницах "Метростроителя".

Афганское братство

На фоне спора художников с Игорем Албиным в защиту одного из панно выступили ветераны Афганской войны. По утвержденному архитектурному решению подземный вестибюль станции "Проспект Славы" у Парка Интернационалистов необходимо было украсить большой декоративной мозаикой в честь солдат, сражавшихся с моджахедами во времена СССР. Особая важность этого панно, по мнению воинов, связана с 30-летним юбилеем вывода советских войск из Афганистана, который будет отмечаться в 2019 году.

С обращением в защиту панно выступил гвардии подполковник ВДВ 345-го полка Юрий Балабан. Он попросил верховного главнокомандующего Владимира Путина и председателя Совета Федерации РФ Валентину Матвиенко не допустить замены мозаики на дешевое стекло. Поддержку художникам также оказал ветеран разведки ВДВ, президент Фонда помощи ветеранам спорта и силовых структур "Возрождение" Вячеслав Громов.

Генеральный директор "Смальта Мозаика" Егор Быстров рассказал "ДП", что еще один сюрприз мастера по мозаике планировали преподнести сотрудникам петербургской подземки. Специально в их честь был согласован и готовился витраж, который авторы хотели разместить на станции "Шушары". Однако теперь судьба этой задумки оказалась под угрозой.

Новости партнеров
Реклама