Фрунзенский радиус рискует превратиться в новую "Зенит-арену" с постоянным переносом сроков ввода и раздутым бюджетом. В Смольном не хотят подобного развития событий: Игорь Албин уже дал команду сэкономить миллиард рублей на художественном оформлении. Крайними оказались мастера по мозаике. Они категорически не согласны с позицией чиновника и озвученной им суммой.
Как стало известно "Деловому Петербургу", подрядчики "Метростроя" просрочили выплату аванса на создание мозаичных панно для новых станций Фрунзенского радиуса. С сентября наступил крайний срок, когда условия договора можно признать нарушенными. Учитывая накопившиеся долги за уже выполненные работы, петербургская компания "Смальта Мозаика", в портфолио которой числятся композиции на "Площади Александра Невского", "Адмиралтейской", "Спортивной", "Комендантском проспекте", "Звенигородской" и множестве других станций, окончательно отказалась вести дела с ненадежными партнерами.
Художники подчеркивают, что главной причиной разрыва отношений стало не длительное отсутствие денег, а сомнительные схемы, через которые ведется финансирование субподрядчиков. Кроме того, мастера утверждают, что из-за сложной системы распределения бюджетных средств и наличия фирм-прослоек до вице-губернатора Петербурга Игоря Албина дошла неверная информация о стоимости мозаики. Она оценивается не в миллиард рублей, как заявил чиновник во время последнего объезда Фрунзенского радиуса, а в 3-4 раза меньше. По данным "ДП", речь идет о 300 млн рублей.
"Прекратите хулиганить"
На станционных комплексах Фрунзенского радиуса "Проспект Славы", "Дунайский проспект", "Южная" ("Шушары") и электродепо "Южное" Игорь Албин побывал в конце августа. Во время последней инспекции он возмутился состоянием дел. По ряду работ им было зафиксировано отставание от производственной программы. Количество рабочей силы оказалось слишком мало: по плану на объектах должно трудиться 1790 человек, фактически — 434. Также был сорван срок передачи площадок для благоустройства. Одновременно с этим чиновник заметил растущую кредиторскую задолженность ОАО "Метрострой" перед поставщиками. В контексте недобросовестных подрядчиков и была произнесена фраза о сверхдорогой мозаике.
"Еще на вводе "Беговой" и "Новокрестовской" было сказано: "Прекратите хулиганить". С осветительным оборудованием, силовым кабелем непонятного производства, которые потом тестируют в моменте запуска! Мозаика стоимостью миллиард! Я дал поручение комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) рассмотреть вопрос замещения мозаики стоимостью 1 млрд рублей на художественное стекло. Нужно показать экономию и отработать с проектировщиком. Тоже какая-то кэптивная компания (дочерняя компания, организуемая для финансирования закупок потребительских товаров у материнской компании. — Ред.), которая изображает из себя высокохудожественные материалы, а потом фонит в средствах массовой информации. Да, метро красивое, современное, надежное, безопасное и комфортное, но за реальные деньги! У нас нет лишних средств, все должно быть разумно. Поэтому ни мозаика на миллиард, ни светильники за 300 млн городу не нужны", — заявил Албин.
Представители "Смальта Мозаика" в разговоре с "ДП" опровергли озвученную Албиным стоимость. "Никогда за работы по художественному оформлению не брали более 1-3% от общей суммы контракта. Ни на какой миллиард рублей мы не претендуем. Речь идет о сумме на несколько порядков меньше. Игоря Албина ввели в заблуждение", — отметили художники.
По их словам, экономия на художественном оформлении обернется еще большими затратами. Во-первых, необходимо будет заново переделывать проект и согласовывать документацию. Во-вторых, оплачивать стекло и работы по установке художественной отделки все равно придется. Между тем за выполненную работу с компанией "Смальта Мозаика" до сих пор до конца не рассчитались, при этом большая часть панно изготовлена и готова к монтажу.
"Не дожидаясь перитонитов"
По информации "ДП", смета на мозаику для Фрунзенского радиуса включает затраты на сумму около 300 млн рублей. Намного больше Смольный может сэкономить при урегулировании тарифных вопросов. Так, уже в понедельник, 3 сентября, в правительстве Петербурга прошло заседание правления по проблеме установления размера платы за технологическое присоединение и подключение энергопринимающих устройств к электрическим сетям ПАО "Ленэнерго". Для нового участка метрополитена и электродепо "Южное" составили индивидуальный проект на 2018-2023 годы. Игорь Албин подтвердил, что благодаря тарифному органу удалось добиться экономии более 1 млрд рублей бюджетных средств.
"Дано указание жестко сокращать смету и резать по живому, как говорится, "не дожидаясь перитонитов". Все ради того, чтобы не повторить историю с "Зенит-ареной" и авралом на Невско-Василеостровской линии. Албин не хочет ассоциироваться с проектами-долгостроями, а Фрунзенская линия рискует превратиться в очередную черную дыру для бюджета", — рассказали собеседники "ДП" в транспортном блоке Смольного.