Умный дом и все, что в нем. Как IT создают новые форматы недвижимости в Петербурге

Информационные технологии с каждым днем все глубже проникают в жизнь города. Их использование при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий создает новый уровень эстетики и комфорта, ведет к развитию новых форматов недвижимости.

Денис Чамара, председатель комитета по информатизации и связи администрации Петербурга:

Наш комитет совместно с КГА и другими ведомствами, отвечающими за сферу строительства, осуществляет автоматизацию процессов, связанных с градостроительной деятельностью. В городе есть несколько систем, позволяющих планировать строительство и автоматизировать эту деятельность как горизонтально, так и вертикально на уровне районов и всей отрасли. Но у нас есть фишка — единая система строительного комплекса (ЕССК), которая является витриной для бизнеса и создавалась по его заказу.
Там уже порядка 3 тыс. пользователей. Мы тестировали ее вместе с Объединением строителей Петербурга. Один из результатов этой работы — высокое четвертое место Петербурга в рейтинге инвестиционной привлекательности АСИ в этом году. И это только начало. На Петербургском цифровом форуме было сказано, что наша цель — жизнь в умном городе. Поэтому мы должны ставить перед собой амбициозные задачи и решать их. Вместе с новым руководством комитета по строительству мы уже наметили цели, достижение которых позволит и дальше успешно автоматизировать производственные процессы в отрасли. А любая автоматизация — это прозрачность работы и сокращение ее сроков.

Ольга Михальченко, директор по развитию ООО "ЛСР. Недвижимость

 Северо-Запад":

Благодаря тому что к разработке ЕССК своевременно привлекли нас как экспертов от бизнеса, нам удалось донести до создателей, что в основе системы должны быть не просто зашитые в алгоритм формальные процедуры, действующие в настоящее время в комитетах. Нужно проанализировать и отсеять все лишнее, направив усилия на упрощение. Нас услышали, и помимо сокращения лишних процедур на этапе внедрения в ЕССК удалось оптимизировать их порядок и привести к требованиям действующего законодательства те регламенты, которые не соответствовали закону.
Самое основное, что при внедрении ЕССК количество бумаг, которые нужно собирать для получения, например, разрешений на строительство и градостроительных планов, сократилось в десятки раз. Это очень позитивно для застройщиков. Кроме того, разработчики ЕССК услышали и наш посыл о том, что система должна давать органам власти возможность контролировать те ключевые точки, которые на сегодня по каким–то причинам остались без должного внимания. Если нет контроля, например, за сроками прохождения бизнесом процедур согласования, эффективность системы будет сомнительной. Так что внедрение тотального контроля со стороны оператора системы дало самый позитивный для нас результат.
Что касается электронного взаимодействия при разработке проектов планировки, то этот процесс так и остается самым трудоемким. Нам бы хотелось, чтобы органы власти на этапах сбора исходных данных, формирования технического задания и его согласования общались между собой и заявителем только в электронном виде. Пока это не так, поскольку у заявителей осталась возможность подачи документов в бумажной форме (но электронная версия при этом все равно обязательно должна быть сдана в КГА). Этот момент надо дорабатывать в том числе путем внесения изменений в постановление правительства.
Если говорить о перспективах, то помимо усовершенствования, доработки и пуско-наладки системы и расширения перечня госуслуг стала очевидной необходимость консолидации информации. К примеру, по фактическим данным обеспеченности теми или иными средами, наличию мест в садах, школах и т. д., которые могли бы быть использованы на уровне субъекта, в том числе при подготовке генплана, корректировки ПЗЗ и других нормативов.
Приведу простой пример. КГА декларирует дефицит мест в детсадах и профицит мест в школах. Но у комитета по образованию свои данные, причем совершенно иные. Комитет мог бы актуализировать эту информацию и выдавать ее для любых целей. Это позволит городу формировать программы развития на перспективу, исходя из реальных потребностей, дабы не создавать невостребованную инфраструктуру. Мы недавно возвели новую школу в Калининском районе Петербурга на 1300 мест. На 1 сентября она оказалась заполненной только на треть, хотя в КГА утверждали, что в этом районе мест в школах и садах крайне не хватает.
Нам во всем, увы, не хватает объективной информации. В первую очередь нужны данные о загруженности основных инженерных коммуникаций и источников, реальных трафиках и наличии резервов по объектам улично–дорожной сети. Нужна четкая информация, которой нет у ресурсоснабжающих организаций, о фактическом потреблении энергоресурсов по уже введенным в эксплуатацию домам. Мы убеждены, что оно гораздо ниже заложенных в проекте нормативов, что в итоге приводит лишь к низкой эффективности работы, недозагруженности сетей и источников.
Если бы комитет по информатизации поставил цель — собрать все эти данные и положить в основу будущих нормотворческих инициатив города, это было бы максимально позитивно.

Денис Чамара:

ЕССК будет анализировать в том числе и потребность в социальных объектах. Разнородность информации от разных ведомств налицо. Мы активно прорабатываем технические требования и регламент взаимодействия, чтобы реализовать эту функцию. Теперь по поводу сбытовых компаний. В этом году мы заключили двухлетний контракт по проекту ГИС "Инженерно–энергетический комплекс Петербурга".
В рамках его реализации мы причесываем разнородные данные комитета по энергетике и "Управления заказчика" — движемся от аналитики к энергобалансу. Этот проект будет также взаимоувязан с ЕССК. Если системы работают независимо друг от друга, данные могут не совпадать. А мы внедряем единую систему для инженерно–энергетического комплекса и гармонизируем информацию, проверяем ее актуальность, создавая единое информационное пространство. Первый год в этом смысле самый сложный. Именно сейчас идет проверка данных, разработка алгоритмов по планированию деятельности, в том числе и административных регламентов.

Максим Филиппов, технический директор ООО "Элемент":

Наша компания занимается автоматизацией жилых комплексов — как строящихся, так и уже введенных в эксплуатацию. Мы не раз сталкивались с не совсем верным восприятием понятий "умный дом" или "цифровой дом". Многие считают, что это некое здание, просто оснащенное современными техническими средствами. Например, приборами учета, датчиками контроля доступа, датчиками протечки. Но это не совсем корректно. Мы предлагаем и реализуем целую концепцию, которая объединяет коммунальные и инженерные системы квартиры, дома и квартала в единое информационное пространство. Что это включает в себя?
Прежде всего это цифровая инфраструктура. Мы используем современные энергоэффективные технологии беспроводной связи, поскольку это самое гибкое решение. На уровне квартиры оно позволяет сделать жизнь удобнее и безопаснее. На уровне дома — проводить диспетчеризацию ресурсов. На уровне квартала — оптимизировать работу различных инженерных систем (вентиляции, отопления, освещения).
Информация о потребляемых ресурсах и параметрах работы оборудования накапливается для дальнейшей обработки и анализа. Благодаря такому подходу система становится удобна как для конечных потребителей, так и для поставщиков ресурсов. Жильцы через личный кабинет могут оплачивать квитанции, управлять своей квартирой, прогнозировать потребление коммунальных ресурсов. Сокращаются издержки управляющей компании за счет возможности контролировать и снижать эксплуатационные расходы на обслуживание жилого квартала. Ресурсоснабжающая организация может получать информацию в оцифрованном виде для проведения взаиморасчетов и контроля за предоставлением ресурсов.
Для достижения целей по созданию умных кварталов и городов в рамках программ по информатизации необходимо решить проблему отсутствия стандартизации способов и форматов получения данных. Регламентация единого формата для всех участников рынка позволит упростить взаимодействие с системами диспетчеризации для всех пользователей: жильцов, представителей управляющих компаний, поставщиков ресурсов.

Денис Чамара:

Концепция умного города была принята правительством прошлой весной. Она предполагает единые стандарты сбора и передачи информации и единое информационное пространство. Следующий шаг — нормативное регулирование стандартов. Пока, к сожалению, процесс выглядит хаотично, поскольку это, по сути, инициатива застройщиков и владельцев будущей недвижимости.
Но мы ведем диалог с комитетом по строительству по поводу открытого протокола обмена данными. Единые стандарты должны быть. Без них мы просто захлебнемся. Надеюсь, к осени мы сформулируем законодательную инициативу, где закрепим отдельные нормы. Это не будет мешать конкуренции. Но упорядочит рынок. Более того, уже есть требование интегрировать источники видеоизображения в городской мониторинговый центр ради обеспечения безопасности в городе.

Даниил Шабунин, директор по информационным технологиям ГК "Арсенал-Недвижимость":

В планах нашей компании — внедрение BIM–технологий в проектировании и строительстве. Поэтому хотелось бы понять, какие шаги по стандартизации этой работы делают власти. В начале года некоторые банки заявляли, что будут кредитовать на более выгодных условиях компании, у которых внедрены BIM–технологии. Но, как я понимаю, все это пока на уровне разговоров.

Денис Чамара:

В вопросе внедрения BIM–технологий мы ориентируемся не на местное законодательство, а на федеральное. Стандартизировать их применение должны к I кварталу 2019 года. А с 2021 года эти технологии в обязательном порядке должны использовать в госсекторе.

"ДП":

Их применение повысит стоимость строительства?

Денис Чамара:

Нет, наоборот, удешевит, поскольку из производственного процесса можно будет исключить некоторые этапы. Особенно если речь идет о типовых объектах и действиях. Кстати, наш центр государственной экспертизы уже сделал первый шаг по поддержке перехода на цифровое проектирование соцобъектов. Они похожи, проектная документация по сути типовая. Не останутся без внимания и объекты жилищного домостроения. Так что снижение затрат бюджета будет.

Алексей Агафонов, руководитель рабочей группы по информационным технологиям НОПРИЗ:

Большинство застройщиков и девелоперов, входящих в крупнейшее СРО А "Объединение строителей Санкт–Петербурга", давно оценили преимущества BIM–технологий. Экономика там очевидная — инвесторов убеждать не надо. Сейчас ведущие девелоперы двигаются в эту сторону и меняют требования к проектировщикам. И компании, которые не готовы по–новому работать, либо занимаются низкомаржинальными проектами, либо уходят в регионы, либо работают у крупных компаний на субподряде. Мы в Национальном объединении изыскателей и проектировщиков четко видим основную проблему — отсутствие квалифицированных кадров. Есть условно 20 ключевых BIM–специалистов, которые переходят из компании в компанию, разогревая рынок и получая уже сильно завышенные зарплаты. А новых, к сожалению, пока нет, вузы их в нужном качестве не выпускают.

Александр Погребной, заместитель гендиректора ООО "Газинформсервис":

Нашей специализацией является информационная безопасность. Могу констатировать, что в последние несколько лет киберугрозы растут очень быстро, чему способствует ряд факторов. Во–первых, наш мир все больше становится цифровым. Во–вторых, злоумышленники активно совершенствуют свой арсенал, применяя новейшие IT–технологии. Наш опыт совместной работы с КГА говорит о том, что город уделяет теме информационной безопасности большое внимание. Но злоумышленники гораздо быстрее. По оценкам компании Gartner, доля инвестиций в информационную безопасность в мировом масштабе достигает 15% от инвестиций в информационные технологии. Судя по открытой информации сайта госзакупок, у нас в большинстве государственных органов власти этот показатель не превышает 5%. Планирует ли город активизировать работу по обеспечению кибербезопасности в ближайшее время?

Денис Чамара:

Боюсь, мы будем отставать в этом вопросе еще лет пять. У нас очень хорошие отечественные разработки информационной защиты. Но трудно переломить сложившуюся привычку привязывать систему безопасности к ее развитию. Я всегда привожу простой пример с китайскими чайниками, способными устраивать ddos–атаки, если их объединить. В них был вмонтирован Wi–Fi–модуль, который подключался к любой доступной сети.

Александр Погребной:

Да, это нашумевший случай. Но есть большое количество инцидентов, не ставших общеизвестными. Даже угроза терроризма сейчас переходит в плоскость кибертерроризма. С помощью высоких технологий можно нарушить системы отопления, освещения, взаиморасчетов общественных и коммерческих организаций. Чтобы предотвратить это, нужно проводить анализ защищенности информационных систем. И вопрос безопасности нужно учитывать еще на этапе их проектирования.

Денис Чамара:

У нас в городе 89 государственных информационных систем. Мы аттестовали только пять. До конца года должны аттестовать все системы по защите информации. Иначе мы не сможем их легально использовать.

Светлана Лукина, руководитель направления управления по работе с клиентами ПАО "Банк "Санкт-Петербург":

Согласно стратегии банка, в 2018 году была произведена трансформация корпоративного блока. Созданы шесть отраслевых департаментов по работе с крупными клиентами, в числе которых Департамент отрасли строительного комплекса и недвижимости и Департамент отрасли лесохимической промышленности, телекоммуникаций и непроизводственной сферы. Мы открыты для бизнеса, в том числе строительного и сферы IT, готовы развивать с ним сотрудничество. В прошлом году наш банк стал партнером проекта по обработке больших объемов данных в сфере финансовых технологий, реализуемого ИТМО. Мы также обращаем внимание на "дорожную карту" по внедрению BIM–технологий в строительстве. Но пока этот вопрос требует глубокой проработки.

Ольга Михальченко:

В связи с переходом на новые правила игры по ФЗ–214 для нас вопрос применения BIM, безусловно, актуален, но рассматривать его необходимо в связке с банковским сектором и контролирующими органами. Нужно не только заблаговременно выработать общий подход до перехода на проектное финансирование, но и готовить для отрасли соответствующих специалистов, обеспечить всех унифицированным отечественным программным продуктом и выполнить оснащение. Есть понимание, что ведение проекта упростится, если не только мы перейдем на BIM, но в первую очередь проектировщики, подрядчики, контролирующие структуры, а также банки — в части финансового контроля.

Денис Чамара:

Мы открыты для диалога. Нам очень важен отклик со стороны бизнеса. Его предложения мы готовы подхватывать. Понятно, что сначала мы все обсуждаем и анализируем, поскольку это выливается в некий бюджетный процесс. Но госорганы уже привыкли к тому, что мы ускоряем темп.

"ДП":

Не отразится ли на архитектуре города внедрение системы стандартов и учета информации?

Денис Чамара:

В моем понимании это просто инструмент, который позволяет согласовывать проекты по четким критериям. Это не замена проектированию, не его ограничение. Это механизм взаимодействия.

"ДП":

А связано ли как–то с проектированием, с его стандартами то, что у нас вторая сцена Мариинского театра получилась такая?

Алексей Агафонов:

Я хорошо знаком с этим сложнейшим проектом. К технологической и функциональной схеме проекта вопросов ни у кого не было. Проект был также одобрен Градсоветом города и получил все необходимые заключения госэкспертизы. Другой вопрос, как это смотрится в историческом центре Петербурга… На этот счет существуют разные оценки…

Денис Чамара:

Цифра и информатизация — инструмент, который упрощает производственный процесс, легализует и делает прозрачным. Он не заменяет собой творчество.