Драйвер для логиста

Развитие интернет–торговли создает новые вызовы для логистических компаний.

Перенос продаж в онлайн–пространство усложняет требования к логистике, главным из которых становится сервис.

Выход в хаб

По данным Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ), сегодня 64% покупок в денежном выражении приходится на внутрироссийскую, 36% — на трансграничную торговлю (АКИТ). На Петербург и Ленинградскую область приходится 11% общего объема входящей трансграничной торговли. "На данный момент тренд еще не набрал полную силу, на его развитие уйдет около 5 лет, однако электронная коммерция становится одним из драйверов для развития рынка транспортно–логистических услуг", — подтверждает советник по развитию ГК "Деловые линии" Андрей Воленко.
По данным Data Insight, ежегодно количество онлайн–заказов растет более чем на 20%. При этом увеличивается доля спонтанных онлайн–покупок со смартфонов, а потребители ожидают доставку день в день или хотя бы на следующий день. "Выиграет тот интернет–магазин, который сможет предложить быструю доставку, иначе потребитель передумает и отменит заказ", — поясняет Андрей Воленко. Кроме того, онлайн–покупатели отдают предпочтение бесплатной доставке или же доставке по минимальному тарифу. При этом, как отмечает генеральный директор "Союзхимтранс–Авто" Артем Баршай, с учетом развития интернет–торговли будет получать развитие доставка мелких партий до конечного получателя. Однако перевозить одним и тем же транспортом от места получения груза до места назначения сотни тысяч посылок разного характера по территории России невозможно.
"Это неоправданно дорого и невозможно физически даже при наличии крупных автопарков", — поясняет Андрей Воленко. В связи с этим повышается актуальность работы логистических операторов через распределительные центры.По подсчетам ГК "Деловые линии", при использовании подобных складских комплексов сроки доставки грузов сокращаются до 40%. Существенно уменьшаются и расходы на транспорт. "Если мы говорим о сборных грузах, когда в одном грузовике перевозятся грузы разных грузоотправителей, то гораздо дешевле оплатить часть места в большегрузе, чем оплачивать рейс среднетоннажного грузовика целиком без задействования распределительного центра", — объясняет Андрей Воленко.

Полный контроль

Кроме того, по словам директора по развитию бизнеса FM Logistic Владимира Серебрякова, распределительный центр за счет хранения товарного запаса позволяет сглаживать пики спроса, вызванные, например, удачно проведенной рекламной кампанией, и избегать ситуации упущенных продаж, которые возникают из–за временного отсутствия товара в наличии. "Сейчас операторы активно открывают хабы в регионах, что позволяет доставлять заказы, минуя центральный склад в Москве, и благодаря этому сокращать сроки и оптимизировать затраты, — рассказывает директор по продажам Северо–Западного региона DPD в России Елена Васильева. — Задачи здесь — не только краткосрочное хранение, но и комплектация заказов, распределение на пункты или доставка внутри города и области. Также распределительные центры могут выступать и как пункты выдачи заказов, и как пункт для возврата товаров. У нас, например, есть свой хаб в Петербурге, мы оказываем услуги фулфилмента некоторым нашим клиентам. То есть получаем груз из Китая, храним его в хабе, консолидируем, а потом занимаемся дистрибуцией по Северо–Западному и близлежащим регионам. И задача расчетного центра — не только оптимизация затрат на логистику, но и контроль и управление всей логистической цепочкой".

Все сами

Эксперты также отмечают усиление конкуренции со стороны ведущих игроков интернет–ретейла. По словам руководителя отдела логистики ООО "ДАФ Тракс Рус" Богдана Голованова, выход на рынок e–Commerce крупнейших ретейлеров с низкими инфраструктурными издержками (наличие собственного транспорта с регулярными маршрутами, сетей распределительных центров, выстроенные системы администрирования товародвижения, функционирующие торговые объекты с огромным трафиком) способен кардинально перераспределить расклад сил на внутрироссийском рынке в сегменте b2c. "Ретейл совершенно точно предложит покупателю минимальную цену, которая за счет структуры окажется ниже себестоимости большинства сервисов экспресс–доставки, не проигрывая при этом в скорости", — считает эксперт. В частности, очень активно развивает услугу доставки до клиента компания Amazon. "Они уже не пользуются услугами логистических компаний, а делают это своими силами, причем их логистическая сеть очень быстро развивается. Из интернет–магазина они становятся, по сути, транспортной компанией, осуществляющей сервис доставки до дверей, — говорит Артем Баршай. — Активно обзаводятся своими сетями доставки и другие крупные игроки, например Lamoda, которая, к слову, длительное время была нашим клиентом".
В связи с этим аутсорсинг логистических услуг будет становиться дешевле и качественнее, чем раньше. По словам Андрея Воленко, сейчас логистические операторы разрабатывают специальные продукты под потребности интернет–магазинов, включая механизмы возвратной логистики. Кроме того, чтобы удержаться на плаву, логистическим компаниям придется уже не просто связывать поставщиков услуг и клиентов, но и брать на себя ответственность перед обеими сторонами.