Центробанк (ЦБ) хочет избавить рынок микрофинансирования от шлейфа негатива и стимулировать микрофинансовые организации (МФО) снижать объем выдачи кредитов до зарплаты, самого прибыльного направления их работы. Игроки рынка переориентируются на другие сегменты кредитования, но их емкости хватит не всем.
Рынок микрофинансовых организаций (МФО) в России прошел серьезный путь, он взрослеет, но большая часть его проблем все еще касается имиджа, пришли к выводу участники конференции "Актуальные вопросы микрофинансирования", которая проходила в Петербурге в рамках Международного финансового конгресса.
Вокруг МФО разгорается немало скандалов, связанных с высокими штрафами за просрочку и, как следствие, реакцией коллекторов. С отрасли необходимо снять "ярлык токсичности", констатировала в ходе дискуссии вице-президент НАУМИР (Национальное партнерство участников микрофинансового рынка), директор СРО "МиР" Елена Стратьева.
Курс на смену ярлыка
Читайте также:
Законодательство
Депутаты хотят оставить МФО без рекламы
В противовес этому термину на конференции родилось понятие "ярлык экологичности". Новый имидж рынка могут сформировать меры, вызывающие у потребителя и рынка доверие, — членство МФО в СРО, включение ее в реестр Банка России и т. д. МФО извратили свое предназначение и из "коротко и дешево" стали "длинно и дорого", констатировала Анастасия Локтионова, исполнительный директор МФК "Русмикрофинанс-АСТ".
Ранее ЦБ сетовал, что сталкивается с низкой финансовой грамотностью населения, в итоге граждане не умеют рассчитывать свои риски, осуществлять финансовое планирование. На конференции, проходящей в день рождения Александра Пушкина, участники дискуссии вспомнили, что даже великого поэта нельзя было назвать гуру финансового планирования, ведь он оставил после своей смерти немало долгов.
По словам заместителя председателя Банка России Владимира Чистюхина, если 2015-2016 годы были временем очистки рынка от недобросовестных компаний, 2017-й — годом создания саморегулируемых организаций (СРО), то 2018 год можно считать годом пропорционального регулирования надзора.
Рынок МФО — относительно молодой и находится в процессе формирования и развития. Средний возраст компании на рынке — 2,5 года. Илья Кочетков, директор департамента микрофинансового рынка ЦБ, в ходе выступления оценил темпы роста рыночного портфеля как достаточно высокие, несмотря на постепенное уменьшение количества организаций.
По данным ЦБ, число действующих МФО за 2017 год сократилось на 12,2%, до 2271 компании. Связано это с работой Банка России по оздоровлению финансового рынка и выводу с него недобросовестных игроков. Средняя сумма займа за 2017 год выросла на 36,1% в сегменте кредитования физических лиц и более чем в 2 раза в сегменте малого и среднего предпринимательства. На начало 2018 года в государственном реестре состояло 60 микрофинансовых организаций и 2211 микрокредитных организаций. При этом МФК составляют 52,4% совокупного портфеля, а микроредитные компании (МКК) — 47,6%.
Не дотянут "до зарплаты"
Главной темой конференции стали изменения регулирования микрофинансовых организаций. В прошлом году ЦБ начал борьбу с так называемыми займами "до зарплаты" (pay day loans, PDL-заем). Это самый прибыльный сегмент МФО, но при этом головная боль регулятора из-за многочисленных жалоб и негативного имиджа. В итоге ЦБ намерен охладить интерес микрофинансовых организаций к высокорискованному краткосрочному кредитованию и переориентировать рынок на кредитование малых и средних предприятий и на среднесрочные потребительские микрозаймы (Installments).
Для этого регулятор рассматривает несколько инструментов, один из них — это снижение максимального размера выплат, которые МФО могут требовать с должника. Сейчас это трехкратный размер займа, к июлю 2020 года будет полуторакратный. Помимо этого ЦБ будет требовать от микрофинансовых организаций ограничить размер займа 10 тыс. рублей, а срок такого кредита — 15 днями. Сейчас займы "до зарплаты" выдаются на сумму до 45 тыс. рублей на срок до 2 месяцев, ставка в среднем равна 2% в день, что составляет более 700% годовых.
Участники конференции меры регулятора подвергли сомнению. По мнению генерального директора МФК "МаниМен" Ирины Хорошко, такие требования сделают работу МФО неприбыльной и более 90% участников рынка займов "до зарплаты" вынуждены будут уйти. Соответственно, по мнению игроков рынка, их клиенты будут искать возможности кредитования уже на черном рынке. По данным ЦБ, потребителями PDL-займов в России являются 8,9 млн граждан. Как правило, банки не готовы их кредитовать, констатировали участники дискуссии.
Часть из МФО смогут перестроиться на среднесрочные потребительские кредиты. К тому же здесь микрофинансовые организации будут вынуждены конкурировать с банковскими организациями. Основным конкурентным преимуществом для них может стать развитие онлайн-кредитования, считает Ирина Хорошко и приводит цифры по росту онлайн-сегмента в кредитовании за 3 года в 46 раз.
Второй потенциальный сегмент для МСФО — работа с МСП. Но этого рынка на всех не хватит, предупреждает Анастасия Локтионова. В работе с малым бизнесом есть свои преимущества, например некредитная монетизация: помимо займов, МФО может предоставлять предпринимателям дополнительные услуги — консультации, страхование и расчетно-кассовое обслуживание, обратил внимание генеральный директор МКК "Симплфинанс" Алексей Басенко. С точки зрения имиджа это красивая история, соглашается Елена Стратьева, увеличение доли займов МСП в портфеле позитивно скажется на всем секторе.