Наш ответ grand projets — колесо обозрения в историческом центре.
Забавно, но даже при нашей укоренившейся привычке к абсурдным ситуациям и действиям бывает, что новость ставит в тупик. Несколько дней назад опять и вполне конкретно прозвучало сообщение о подготовке строительства в нашем городе колеса обозрения высотой ни много ни мало 140 м. До этого были все 170. Снизили — спасибо. Но это еще цветочки: в качестве вариантов места установки прорабатываются Петровская, Английская и Университетская набережные.
Даже при большой силе воображения представить там такую орясину никак невозможно. Нет, можно, конечно, дать волю безумным фантазиям и поместить ее в Румянцевский садик или у причала на Английской — рядом с памятным знаком в честь выстрела "Авроры". Но, правда, самое смелое решение — соорудить его прямо у домика Петра Великого. Или даже лучше — над ним, создав стройную и высокофункциональную композицию. Внизу — начало, а на самой вершине можно обозреть плоды.
Бред, конечно, можно длить, но понять смысл предлагаемого все равно невозможно. Однако в известном смысле все укладывается в одну линию: Петербург — туристический центр, а потому все дополнения должны помогать все больше и больше развлекаться.
У Франсуа Миттерана, как известно, были знаменитые, вошедшие в историю парижские grand projets: пирамида Лувра, новая Опера, новая Национальная библиотека, площадь Дефанс. Похоже на то, что наши 2000–2010–е войдут в историю как grand projets вы сами понимаете кого. Но сравнение с Миттераном будет все же показательным.
Опера наша сильно больше и превратилась в своего рода музыкальную фабрику–кухню, с количеством представлений на ее сцене не сравнится ни один театр мира. К культуре приобщиться могут все. А вместо библиотеки у нас очень дорогой стадион. Вместо арки Дефанс — "Лахта центр".
Там продлили город и создали ему в высшей степени оформленную ось, у нас — разрушили всю старую панораму, а заодно и вид с залива фатально угробили. Наши новые эстакады, бесспорно, удобны, транспорту стало лучше, но они, по сути, замкнули исторический центр, в самом буквальном смысле его окольцевали. А видные отовсюду опоры стали своего рода частоколом давно ушедшей истории сознательного выстраивания города.
Ну, а с Морским фасадом вышло еще проще: его несколько раз отодвигали, а точнее, прикрывали очередными видовыми полосами застройки, а дальше стали еще и новые острова подсыпать. Ведь мы же понимаем, что на одном не остановятся. Есть ли вид на город с залива — ответ самоочевиден, достаточно прокатиться и прослезиться.
В исторические времена беспрестанно смотрели на европейскую архитектуру и усваивали лучшее, не копировали, а создавали адекватный месту ответ. Теперь так увлеклись Дубаем, что получили стандартно тупую высотку. Правда, с некоторых точек она выглядит как штык–нож — наверное, это для устрашения надменным соседям.
Но понятно, что в любом парке культуры и отдыха должно быть и свое чертово колесо. А так как оно должно быть ответом на санкции, то неизбежно обречено стать самым большим в Европе. В Лондоне–то всего 135 м, а на нашей плоскости — целых 140. Что нам панорамы, что нам горизонтали, что нам классические ясность и чистота линий. Вместо этого — шумное и веселое колесо. Странно, что не посередине Невы прямо перед стрелкой Васильевского острова, так было бы еще отвязнее.
И при этом обзорных точек у нас и так немало. Разве плохо подняться на колоннаду Исаакия, ведь в белые ночи это вообще круглосуточно. Все видно, все сравнительно прекрасно. Обещают, что и в "Лахта центре" на высоте 360 м будет смотровая площадка, Исаакий, наверное, оттуда будет казаться гномом–моховиком средь застроенных болот. Но, по–видимому, полагают, что аттракционов должно быть много.
Да и кто из нас поверит, что это будет сделано на частные инвестиции? Да никто. К ЧМ по футболу оказалось слабо соединить город быстрым сообщением с аэропортом. Наверное, для того тянули, чтобы успеть застроить все возможные участки пролегания трассы. А теперь, поди, будут выкупать на казенные средства. Зато о колесе мечтают.
Так и хочется спросить: что у них в голове? Просто карусельные лошадки. Деревянные и полые.
Или большие любители Ломоносова, мечтающие поэзию сделать правдой. Ведь у него
Сомненная Нева рекла:
"Или я ныне позабылась
И с онаго пути склонилась,
Которым прежде я текла?"