Дарья Рыжкова Все статьи автора
4 июня 2018, 14:14 813

Операторы сотовой связи и онлайн-гиганты вступили с банками в схватку за платежи

Фото: ТАСС

Одной из центральных тем форума стало будущее финансовой системы, в частности платежей. Сегодня в эту сферу устремились не только банки и процессинговые компании, но и операторы сотовой связи, онлайн–ретейлеры и многие другие.

Основная тенденция в развитии рынка платежей сегодня — активный приход компаний из нефинансового сектора. В первую очередь так называемых компаний big tech, таких как Google, Amazon, AliBaba.

Незримые деньги: перспективы рынка альтернативных платежей в малом бизнесе

Незримые деньги: перспективы рынка альтернативных платежей в малом бизнесе

6246
Екатерина Голуб

"Мы не собирались быть финансовой компанией, — рассказала Ли Ван, руководитель по странам Европы, Ближнего Востока и Африки Ant Financial на сессии "Цифровое будущее в финансах — борьба экосистем" в рамках ПМЭФ. — Мы начали с качества платежной платформы Alibaba. В Китае не было никакой другой системы. Сейчас мы работаем с партнерами во всем мире. А цель — построить систему, которая поможет населению удовлетворить свои потребности на рынке".

Трафик, скорость и инновации

Россия не оказалась в стороне от этого тренда. Платежами занимаются не только банки, но и мобильные операторы, онлайн–ретейлеры, авиакомпании и другие. При этом каждый видит свое конкурентное преимущество, которое сделает именно его победителем в будущей битве за потребителя.

Василь Лацанич, генеральный директор ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), говорит о том, что биллинг оператора сегодня во много раз быстрее, надежнее и в целом лучше, чем банковский процессинг. При этом в стране активных sim–карт больше, чем пластиковых карт.

Грег Абовский, финансовый директор "Яндекса", перечисляет сразу несколько своих преимуществ. В первую очередь это трафик, который компания может передавать от одного сервиса к другому: на сегодняшний день 90% людей в городах с населением более 100 тыс. приходит на "Яндекс" каждый месяц. Второе — это узнаваемый бренд, который легко "растягивается" в любое новое направление деятельности. Он подчеркивает, что Россия — это единственная страна в мире, где на открытом рынке существует поисковик, который больше чем Google. И наконец, машинное обучение, которое лежит в основе всего в "Яндексе". "Мы запускаем все новые сервисы на базе единой инфраструктуры и сегодня можем выпускать новый продукт буквально за несколько месяцев", — заключает Грег Абовский.

Даже компания Visa, которая, казалось бы, стоит в ряду традиционных игроков платежного рынка, говорит об инновациях. "Сегодня мы думаем о "Визе" не как о мощном процессинге, а как о такой мощной инфраструктуре, как мосты и дороги, которая позволяет связать всех участников экосистемы", — отмечает Екатерина Петелина, генеральный директор ООО "Платежная система Виза".

"Не являются законным средством платежа": Минфин опубликовал законопроект о криптовалютах

"Не являются законным средством платежа": Минфин опубликовал законопроект о криптовалютах

5488
Виталий Алексеев

По ее словам, Россия наряду с Китаем — это страны, которые сегодня наиболее восприимчивы к инновациям. Так, всего за 1,5 года с момента запуска бесконтактных мобильных платежей Россия вошла в число мировых лидеров этого рынка.

Желтый и зеленый

Однако у российского рынка есть и особенности. И, как говорит Оливер Хьюз, председатель правления АО "Тинькофф Банк", одна из них — участие банков.

Правда, всего двух: Сбербанка и Тинькофф Банка — желтое и зеленое, как говорит Оливер Хьюз: "Получилось, что у нас экосистема строится от финансовой платформы. Мы называем себя IT–компанией с банковской лицензией. А вот те банки, которые не направили свое внимание в эту сферу 2 года назад, уже упустили момент". По его словам, у Тинькофф Банка сегодня 7 млн клиентов, половина из которых — это заемщики. При этом банк также активно идет и в другие сферы, например продавая авиабилеты или инвестиционные продукты.

"На наш взгляд, это единственная возможность конкурировать с компаниями big tech, в том числе российскими", — отмечает Оливер Хьюз.

Почему же все устремились в платежи? В первую очередь все участники этого движения говорят о необходимости создания экосистемы для удобства потребителя. Вопрос в том, какое конкурентное преимущество выиграет в будущем и будут ли эти компании среди лидеров. "Надо думать о пользователях в первую очередь, — говорит Грег Абовский. — Например, мы решаем их проблему, когда везем их из точки А в точку Б, а им не надо при этом ничего знать ни о визе, ни о банке. Я считаю, что такие компании и победят". "Мы много говорили раньше о финтехкомпаниях, но я бы уходил от части "тех", — отмечает Спирос Маргарис, венчурный инвестор, основатель Margaris Advisory. — Потребители не заинтересованы в технологиях, они заинтересованы в решениях".

Екатерина Петелина считает, что многочисленные нефинансовые компании идут в платежи именно ради того, чтобы лучше знать своего потребителя: "Раньше все хотели владеть текущим счетом своего потребителя, потому что считали, что это путь к его сердцу, к тому, чтобы стать его основным банком. Сейчас все беспокоятся только о платежах и транзакциях, потому что это позволяет владеть информацией и приносить ту самую релевантность и пользовательский опыт".

Миллениалы с деньгами

В качестве примера потребителя будущего, на которого следует ориентироваться, Оливер Хьюз привел свою 16–летнюю дочь, которая в жизни не видела Интернета вне телефона.

"Когда ей будет 22 года и она, я надеюсь, будет зарабатывать, у нее будут совершенно другие запросы к платежной системе, чем были у меня".

Миллениалы проводят много времени в месенджерах, соцсетях, интернет–магазинах, а значит, и их ожидания от платежной системы будут определены этими нефинансовыми игроками. Причем компаниями, которые, по словам Оливера Хьюза, поставили очень высокую планку: "Им нужна единая система, чтобы не приходилось запоминать 47 различных логинов и паролей, ведь сегодня мы заставляем потребителей компрометировать свою собственную безопасность в онлайне. Им нужен бренд, и это точно не финансовый бренд в традиционном смысле. И им нужна дополнительная ценность, лояльность, подсказки".

Он подчеркнул, что средний возраст клиента Тинькофф Банка — 35 лет.

"Итак, у нас есть деньги, есть банки, есть платежные системы и big data, но у нас нет 5 тыс. стартапов. Между сегодня и банкингом будущего через 5 лет, — считает Василь Лацанич. — Конечно, 99% обанкротятся, они потеряют сотни миллионов долларов, но именно они придумают то, чего мы даже не представляем. Ведь мы сидим как ОПЕК и делим банкинг будущего, а нас там может не быть вообще".

По его словам, сегодня именно миллениалы определяют, каким будет будущее банковских и вообще финансовых сервисов. "Нам надо ориентироваться не на то, что еще только создаст Lloyds или Mercedes в качестве банка, а на то, что создаст Apple или Starbucks. Мы должны это создать до них, без них и даже лучше, чем они".

Новости партнеров
Реклама