Рецензия на фильм "Черновик" режиссера Сергея Мокрицкого
Литературные вселенные, созданные писателем Сергеем Лукьяненко, весьма точно отражают состояние нашего общества: Россия после 1990–х — словно заблудившийся между разными мирами человек, который ищет ответ на вопрос: "Кто я?" Зрители высоко оценили прежние экранизации произведений Лукьяненко — "Ночной дозор" (2004) и "Дневной дозор" (2006)". "Черновик" — еще одна вселенная, созданная писателем–фантастом. Но со всеми этими вселенными есть одна проблема.
Их устройство нужно прежде всего хорошенько объяснить зрителю. В классическом для этого жанра кино, в "Матрице" или в "Начале" Кристофера Нолана, нас прежде всего познакомят с вводными данными. Вот мир, который ты, сынок, считаешь единственным и реальным, на самом деле это не так. Потянем за краешек реальность — на самом деле тут все устроено так–то и так–то… Это минутное дело, но зрителю очень важно понять устройство, логику, механизм мира, созданного писателем и режиссером, и самое главное — смысл всего происходящего.
Уникальное свойство российского фильма в том, что он почти никогда ничего зрителю не объясняет. То ли на это не хватает времени, то ли бюджета, то ли авторы предполагают, что "это должен знать каждый", но в любом случае они себя не утруждают. Чтобы понять, в чем смысл, приходится обращаться к первоисточнику. Главного героя внезапно все забывают, он словно бы стирается из памяти близких и друзей — окей, с этим понятно. Затем он становится таможенником между мирами. Тоже примерно ясно. А вот дальше — проблема. Никто внятно не может объяснить, для чего и для кого существуют эти параллельные миры, своего рода черновики, в которых привычная история движется чуть медленнее или чуть быстрее, чем наша. В книге это объясняется: все это устроено не ради нашего мира, увы, а ради Аркана, в котором сплошное благоденствие, ни войн, ни страданий.
А вот в фильме об этом сказано как–то вскользь. Дело в том, что наше кино, которое снимается на государственные деньги, обязано транслировать одну и ту же идею: мы тут — главные, весь мир вертится вокруг нас. Рассказать о вторичности нашего мира со всеми его ДЭЗами и паспортистками можно было бы еще в 2005 году, когда была написана сама книга. Но в 2018–м, видимо, это уже крамола. Поэтому авторы решаются на величайшую в мире авантюру: из фантастического произведения они пытаются создать патриотическое.
…Из башни, в которой служит герой, открывается вид на Кремль. Параллельные миры, соответственно, выглядят так: морской песок, волны, кокосы и бананы — и Кремль. Или: пагоды, звездолеты — и Кремль. В Аркане Кремль также на своем месте. Видимо, авторы думали удивить этим визуальным фокусом зрителей — но тема давно обыграна в фотожабах. За всем этим, конечно, вот какая идея: все может поменяться, но только не Кремль, который символизирует саму власть. Это подобострастие играет с авторами злую шутку: если по сути ничего не меняется, то какой тогда смысл в создании параллельных миров?..
И в итоге фильм как бы насмехается над авторами, которые силятся создать параллельные миры, но получается у них всегда одно и то же. Усиливает это ощущение набор актеров второго плана, которые кочуют у нас из сериала в сериал, из фильма в фильм. Как бы подтверждая, что ничего нового тут создать невозможно. Всегда, так сказать, будет получаться один только Кремль.